обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Собеседование по телефону

Собеседование по телефонуСовременные компании в условиях быстро растущей конкуренции становятся все более и более требовательными к отбору персонала на вакантные должности и проводят прагматичную и взвешенную кадровую политику. По их мнению, вновь нанимаемых сотрудников должна отличать не только высокая профессиональная компетенция, но и личная образованность, глубокая эрудиция и современный взгляд на жизнь. Это вполне логично: именно от перечисленных аспектов зависит как успешная деятельность компании, так и ее имидж.

В частности, одним из широко распространенных инструментов кадровой политики как в нашей стране, так и за рубежом, является собеседование с претендентам на трудоустройство. Хотя это, по нашему убеждению, предполагает, прежде всего, личную встречу и беседу на предмет соответствия требованиям к соискателям, собеседование может подчас принимать и не совсем привычные для нас формы: оно может быть не только индивидуальным, но и групповым, проводиться на английском языке, в несколько этапов, а также в телефонном режиме. В данной статье мы и поговорим о последнем указанном виде общения с соискателями и попытаемся рассмотреть, на что следует обратить внимание, если предстоит собеседование по телефону, и как к нему подготовиться с тем, чтобы успешно его пройти.

Практика показывает, что, в принципе, собеседование по телефону чаще всего предшествует очной встрече, однако оно важно тем, что по его результатом создается первичное впечатление о человеке, и поэтому очень важно, чтобы оно оказалось положительным. Второй момент, о котором следует помнить, – собеседование по телефону часто происходит спонтанно, без предварительной договоренности (как при личном интервью, к которому можно подготовиться заранее, зная возможные время и место его проведения). Например, человек, желающий найти работу, просматривал сайт по поиску вакансий или газету и, найдя подходящее ему предложение, позвонил по указанному телефону, после чего его соединили с менеджером по персоналу, и…началось собеседование. Или же соискатель выслал резюме, после чего представитель работодателя сам ему позвонил и захотел побеседовать: это случается неожиданно по инициативе работодателя. Психологи отмечают, что в таких случаях соискатели испытывают чувство растерянности, которое вызвано именно неожиданностью собеседования. И, хотя полностью исключить этот момент нельзя, все же подготовка должна иметь место. Очевидно, что готовиться, в силу описанных выше причин необходимо до того, как Вы собрались просматривать интересующие Вас вакансии или (тем более) связываться с компаниями, предлагающими работу.

В ходе беседы с соискателем по телефону ему задаются, главным образом, те же вопросы, что и при обычном собеседовании: о его опыте работы, профессиональной квалификации, причинах увольнения с последнего места работы, семейном положении, образовании и иных моментах, интересующих работодателя. Как правило, тот, кто проводит собеседование, обращает внимание на следующие основные аспекты:

  1. Дикцию – то, как поставлена речь, ее интонационная составляющая, тембр голоса, эмоциональное состояние при ответах на вопросы, размеренность речи. Это может дать работодателю хотя и приближенное, но объективное представление о его собеседнике: о его психологических особенностях, склонности к конфликтам, взвешенности, способности к принятию адекватных решений.
  2. Умение слушать: правила этикета требуют умение дослушать собеседника до конца, не перебивать его, и лишь затем высказывать свое мнение. Несложно догадаться, что если человек не способен выслушать то, что ему адресовано, то и в процессе работы он также не будет готов к конструктивному диалогу, что может повлечь как некачественное выполнение обязанностей, так и конфликты в коллективе.
  3. Лаконичность: древняя мудрость гласит, что краткость – сестра таланта. Это же можно сказать и об ответах соискателя на вопросы работодателя. Ведь последнего интересует только конкретная информация, причем не предполагающая двусмысленного толкования. Например, отвечая на вопрос: «Есть ли у Вас навыки работы с базами данных?» адекватным ответом может быть только «Да» или «Нет» или же можно ответить: «Да, такой опыт работы имеется», «С какими именно базами?» (попросив уточнить вопрос), но не более того, поскольку в конечном итоге компанию интересует один вопрос о возможности Вашего трудоустройства. И лишь когда тот, с кем Вы беседуете, Вам предложит задать интересующие вопросы, тогда Вы можете спрашивать или вносить дополнения. В то же время информация, предоставляемая Вами, должна быть исчерпывающей.
  4. Внимательность: собеседование по телефону требует от Вас собранности и внимательного отношения к разговору. Хотя, по наблюдению психологов, соискатель и не испытывает некой скованности от незнакомой обстановки, как при первичном очном собеседовании, все же, даже находясь дома у телефона, следует быть предельно внимательным, слушая собеседника и понимая, что именно его интересует.

Данные особенности следует учитывать, готовясь к подобной беседе. Особенно следует подчеркнуть, что если Ваша профессия или должность, на которую Вы претендуете, требует владения английским языком (например, переводчика, менеджера по работе с иностранными клиентами, работника иностранной компании): в этом случае возможно собеседование по телефону на английском языке. И, хотя это случается нечасто (в основном, такой метод отбора персонала все же, как правило, бывает при личном посещении офиса), необходимо быть готовым к тому, что Вам придется грамотно и адекватно ответить на вопросы интервьюера, обнаружив при этом как высокий уровень владения языком, так и профессиональную компетенцию. Большинство лингвистов советуют использовать только те лексические единицы и синтаксические конструкции, во владении которыми Вы уверены. Не следует думать, что можно произвести положительное впечатление обилием редких конструкций: напротив, простота речи, в том числе и на английском языке, всегда приветствуется, в то время как неправильное построение предложения не говорит ни о чем, кроме недостаточного развития языковых умений. Помните, что уровень владения языком всегда можно усовершенствовать, но, конечно же, не в спешном режиме и не в ходе собеседования. В то же время отметим, что следует избегать заученных фраз, просто лучше записать ответы на заранее возможные вопросы и положить их перед собой. Из основных ошибок, допускаемых в речи на английском языке, наиболее распространены неверное употребление определенного артикля the, вспомогательных конструкций типа there is или there are, глагольных форм и нарушение принципа согласования времен. Все эти конструкции имеют строгие критерии их употребления и построения. Если Вы в чем-то сомневаетесь, лучше обратиться к грамматическому справочнику.

И, наконец, отметим, что подготовиться к собеседованию, проводимому, в том числе, и в телефонном режиме, можно с помощью профессионала. В настоящее время существует множество фирм, предоставляющих консалтинговые и методические услуги в данном направлении. Наша компания считает подготовку соискателей к собеседованиям одним из приоритетных направлений. Коллектив компании укомплектован высококвалифицированными методистами, психологами, переводчиками, преподавателями английского языка, которые в максимально сжатые сроки помогут Вам успешно пройти собеседование по телефону. Мы готовы провести для Вас тренинги, пробные собеседования, рассказать о возможных нюансах, о которых нам известно не менее, чем работодателям. Однако у нас цель – не отбраковать Вас, а именно оказать действенную помощь. И, поверьте, пройдя успешно собеседование по телефону, Вы будете, вероятно, приглашены уже на очную беседу и будете чувствовать себя там намного увереннее.

Фото: fpcnational.com

Мы принимаем