обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Частные уроки английского языка

Частные уроки английского языкаИзучение английского языка на современном этапе – насущная необходимость, и это касается как взрослых, так и детей, причем, говоря о последних, отметим, что это является одним из ключевых элементов их полноценной интеграции в современное общество. На современном отечественном рынке образовательных услуг существует очень много самых разнообразных предложений изучения английского языка. Не секрет, что частные уроки являются одним из наиболее распространенных видов рекламных предложений в этой сфере. Однако педагогическая наука всегда считала и считает, что индивидуальные занятия могут оказаться результативными лишь в случае их правильной постановки, а также верного выбора средств и методов обучения. Так как же проходят частные уроки английского языка? Кем они проводятся и из чего они состоят? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в данной работе.

У большинства из нас понятие «частные уроки английского языка» тесно связано с понятием «репетитор». Это вполне закономерно. Более того, репетиторские уроки являются одним из древнейших видов учебной деятельности, известным еще с античных времен Древней Греции. Во всем мире существует институт репетиторства, и занятия, проводимые в индивидуальном порядке, действительно дают ощутимые результаты. Однако занятие занятию – рознь, равно как и репетитор – репетитору – тоже. Поэтому приходится констатировать, что не всякий репетитор может заниматься со всяким учеником, и в каждом конкретном случае необходимы разные подход, ход урока, методика и учебные материалы.

От чего это зависит? Прежде всего, от цели обучения. Одно дело, когда необходимо улучшить успеваемость ребенка по английскому языку в школе, и совсем другое – когда необходимо подготовиться к экзамену TOEFL . Кроме того, большинство отечественных методистов справедливо полагает, что перед началом необходимо проведение вводного тестирования на предмет определения уровня владения английским языком на момент обращения к репетитору. Это особенно актуально, поскольку в лингводидактике одним из ключевых принципов является принцип учета ранее сформированных навыков и умений, иными словами, в процессе дальнейшего обучения должно усовершенствоваться то, что уже было достигнуто. В немалой степени эффективность учебного процесса зависит и от индивидуальных психологических особенностей ученика: для одних людей подходит одна форма работы, а для других – иная. При этом важно сохранить доверительные отношения с учеником, поскольку готовность к сотрудничеству с педагогом также в немалой степени влияет на результативность учебного процесса.

Кем же является среднестатистический репетитор, предлагающий частные уроки английского языка? Этим занимаются самые разные люди. Большинство из них является профессиональными преподавателями английского языка, имеющими опыт работы в учебных заведениях – школах, колледжах, вузах. Т.е. это может быть и профессор лингвистического вуза, и обычный школьный учитель, и даже студент-старшекурсник педагогического вуза. У многих из позиционирующих себя на рынке подобных услуг имеется опыт работы за рубежом, следовательно, можно говорить о том, что преподаватель языком владеет сам и готов попытаться поделиться своими знаниями. Здесь необходимо сделать оговорку: именно попытаться поделиться: дело в том, что, вопреки стереотипу, знать английский или другой язык самому и способность его преподавать – это две совершенно разные вещи, и последняя предполагает владение методиками преподавания, полными и достоверными знаниями о существующих учебных пособиях, критериях оценки навыков и умений и объеме требований, предъявляемых к той или иной категории обучающихся. Однако, к сожалению, таким требованиям отвечают не все, считающие себя репетиторами английского языка. Многие имеют практический опыт работы, тесно связанной с общением с носителями языка, в других областях, не связанных с педагогикой. Следовательно, они все перечисленные выше закономерности не знают в необходимом объеме. Другая категория, о которой мы уже упомянули, это студенты-старшекурсники, обучающиеся в педагогических вузах и готовящиеся получить профессию преподавателя иностранного языка. Дело в том, что, в отличие от педагогической практики, обязательно имеющей место в ходе получения высшего образования, даваемые ими частные уроки не контролируются профессиональными специалистами и не оцениваются с педагогической и педагогико-критической точек зрения. Следовательно, их ход, методическое обеспечение и результативность остаются под вопросом. При этом они сами могут этого и не знать, действительно полагая, что проводят занятия согласно существующим правилам.

И, наконец, необходимо затронуть такой момент, как правильный выбор преподавателя в соответствии с целями обучения. Здесь ответ прост: вести частные уроки английского языка может тот человек, который имеет практический опыт работы с данной целевой группой, например, для школьника, имеющего сложности в изучении школьного курса английского языка, лучше пригласить школьного учителя, преподающего в тех же классах школы, что и его потенциальный ученик, для студента, который обучается на неязыковом факультете, – преподавателя межфакультетской кафедры иностранных языков, который хорошо знаком с требованиями учебной программы вуза для студента языковой специальности – преподавателя кафедры английского языка профильного факультета, а для тех, кто готовится сдать международный экзамен TOEFL – того специалиста, который ранее сам сдавал подобный экзамен или в течение продолжительного времени занимается подготовкой данной категории слушателей.

Кроме того, нелишним будет отметить, что, согласно положениям классической педагогики, любое занятие имеет ту или иную образовательную и развивающую цель. Таким образом, в зависимости от этой цели, занятие должно иметь соответствующее методическое и техническое обеспечение, что включает в себя следующее.

  1. Создание необходимых условий для проведения занятий – необходимо помещение, в котором имеется письменный стол, хорошее освещение и свободное место для размещения необходимого оборудования и учебных принадлежностей.
  2. Технические средства обучения: аудиопроигрыватель, видеомагнитофон, свертываемый экран или компьютер, совмещающий все эти функции, для демонстрации учебных материалов (прослушивания текстов, просмотра видеоматериалов и презентаций);
  3. Англо-русский и русско-английский словари объемом не менее 30000 лексических единиц.
  4. Учебные пособия, по которым ведется преподавание: для выполнения устных и письменных упражнений и заданий.
  5. Раздаточные материалы (при необходимости) и материалы для постановки домашнего задания (если он не включены в учебное пособие).

В среднем частные уроки английского языка продолжаются в течение часа, хотя многие методисты считают, что такие занятия не ограничиваются сроком и зависят от конкретной методической ситуации. Мы разделяем эту позицию и полагаем, что должны учитываться сложность изучаемого материала, объем предложенного задания, а также цели урока. Однако урок не должен быть чрезмерно «растянутым», поскольку это влечет утомляемость и может негативно сказаться на способности к восприятию материала, которая в конце урока снижается.

Современная практика показывает, что частные уроки английского языка по своему ходу проведения во многом похожи на ход занятий, проводимых в учебном заведении: они начинаются с проверки домашнего задания, словарного диктанта, обсуждения изученного ранее грамматического материала или текста, беседы с использованием новой лексики. Затем следует объяснение нового материала, чтение текста или аудирование, пересказ услышанного на русском языке (в общих чертах), ответы по тексту на английском языке (иногда – работы по развитию речи: отзыв о прочитанном или услышанном, изложение на английском языке, дополнение текста от своего лица и т.п.). После чего следует знакомство с новой лексикой путем ее устного воспроизведения: сначала с помощью педагога (повторение вслед за ним), затем – самостоятельно с использованием транскрипции. Конечным пунктом хода занятия является подведение его итогов и объявление домашнего задания, которое также является комплексным: например, оно может включать в себя изучение новых слов, чтение и перевод предложенного текста и выполнение 2-3 упражнений. Тем не менее, описанный ход урока является примерным и, опять , зависит от той или иной ситуации.

Как выбрать репетитора? Конечно, существует возможность проведения маркетинга в телефонном режиме с использованием рекламных материалов, а также изучения личных Интернет-страниц репетиторов, которые в последнее время также получили распространение. Но не следует забывать, что любая реклама преследует цель привлечение потребителя, и направлена, в первую очередь, в пользу того, кто ее подает. С сожалением приходится констатировать, что увеличивается количество случаев оказания некачественных услуг, в том числе и образовательных. Поэтому необходимо провести более глубокий анализ предлагаемой рекламной информации, поинтересоваться мнением других учеников, обучавшихся у этого педагога (это можно сделать путем использования Интернет-форумов или, возможно, среди Ваших знакомых найдутся такие люди), а также воспользоваться не рекламными материалами, а рекомендациями тех людей, которых Вы хорошо знаете и которые могут изложить свою независимую точку зрения.

Подводя итог сказанному, хотелось бы добавить, что результативность репетиторских уроков английского языка зависит не только от учителя, а также и от учащегося: формирование языковых навыков и умений является результатом совместной работы под руководством педагога, но путем постоянного самостоятельного их совершенствования и личной речевой практики.

Фото: cr-learning.com

Мы принимаем