обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Репетитор английского языка студент или опытный педагог? Кого выбрать?

Репетитор английского языка студент или опытный педагог? Кого выбрать?Индивидуальные репетиторские занятия по английскому языку всегда играли и играют положительную роль в формировании языковых навыков и умений. Особую значимость такие занятия приобретают на начальном этапе овладения языком, когда у слушателя ранее приобретенная словарная и грамматическая база отсутствует, а изучение языка начинается с нулевого этапа. Однако перед человеком, решившим изучать английский язык с помощью педагога-репетитора, неизбежно встает вопрос: кому же именно доверить эту ответственную роль? Ведь ни для кого не секрет, что подобных предложений на рынке образовательных услуг очень много. Однако с сожалением приходится констатировать, что не все рекламные предложения по организации индивидуального обучения английскому языку гарантируют заявленное их высокое качество, и нередки случаи, когда даже по истечении большого промежутка времени, в течение которого репетиторами велось обучение английскому языку, но искомого результата достигнуто не было: у слушателя либо не формировалось никаких необходимых навыков и умений, либо имели место «перегибы» например, человек осваивал грамматические закономерности английского языка, но не мог понимать услышанную английскую речь и вести беседу. Давайте рассмотрим, в чем же причина подобных негативных явлений?

Прежде всего, следует помнить, что любое обучение чему-либо, в том числе и английскому языку, предполагает владение методикой преподавания изучаемой дисциплины, в данном случае, иностранного языка. Методика преподавания английского языка является отдельной научной многоплановой дисциплиной и включает в себя различные подходы, методические концепции и технологии, адресованные конкретной группе слушателей и имеющей разные задачи. Кроме того, в педагогической науке существуют такое понятие, как принципы обучения, которые, в свою очередь, подразделяются на общеметодические (т.е. те, которые используются в любом учебном процессе) и частнодидактические (т.е. те, которые должны учитываться в той или иной учебной ситуации). При этом ключевыми принципами являются принципы доступности, интересности, последовательности и учета ранее сформированных навыков и умений. И, наконец, суммируя сказанное, отметим, что методикой преподавания профессионально может владеть только специалист в области преподавания английского языка или, иными словами, профессиональный преподаватель, т.е. человек, имеющий педагогическое образование. Также отметим, что, вопреки распространенному стереотипу, владение английским языком способность его преподавать – два разных, хотя и смежных, понятия: можно знать самому и несколько иностранных языков (и свободно на них изъясняться). Но преподавать эти языковые умения другому человеку (или группе людей) оказаться не в состоянии. Неслучайно в отечественной системе высшего профессионального образования существуют две отдельные специальности: «переводчик» и «преподаватель английского языка», и обучение в каждом случае осуществляется по разным программам.

Однако современная тенденция такова, что люди, решившие начать изучать английский язык путем занятий с репетитором, часто дезориентированы в рынке предложений такого характера и, не имея истинной информации на этот счет, допускают ошибки в выборе своего педагога, что в ряде случаев затягивает процесс обучения английскому языку даже на элементарном уровне. Одной из таких ошибок является выбор в качестве репетитора студента.

Вне сомнения, студентам можно и необходимо приобретать практический опыт по своей избранной специальности, однако следует иметь в виду, что изучение английского языка на начальном этапе предполагает формирование первичного представления о грамматической системе, орфографии, орфоэпии и фонетике изучаемого языка, и формирование неправильных установок на данном периоде может повлечь в дальнейшее неправильное восприятие учебного процесса, вплоть до того, что ошибочное представление закрепится на уровне подсознания, и впоследствии будет такому учащемуся трудно осознать то, что это – неверное мнение (например, неправильное произношение, путаница во временных формах глагола и т.п.). Следовательно, студенты (пусть даже профильных вузов) могут этими знаниями на момент обращения к ним не владеть, но у них самих зачастую возникает иллюзия, что они способны преподавать английский язык. Эта иллюзия базируется на том представлении, что он «хорошо знают английский язык», «имеют хорошие оценки по английскому языку», «бывали за рубежом и свободно изъяснялись по-английски». Это мнение иллюзорно, прежде всего потому, что, как и было сказано выше, знать язык самому не всегда предполагает возможность преподавания другим людям. Кроме того, чтобы приступить к обучению английскому языку в индивидуальном прядке, необходимо иметь собственный педагогический опыт, причем опыт практический, а не схоластическое воспроизведение учебной программы, преподаваемом в вузе. Нужно знание психологических особенностей той или иной категории слушателей, существующих учебных программ, умение использования технических средств обучения (ТСО). Ни один проведенный студентами репетиторский урок не был критически оценен с методической и лингвистической точек зрения тем лицом, которому действительно знакомы существующие требования к индивидуальному учебному процессу, т.е. профессиональным педагогом. Все суждения об эффективности таких уроков построены лишь на собственном мнении студента, которое, увы, далеко не всегда оказывается верным.

Другой момент, получивший на сегодня широкое распространение, – обращение к студенту-репетитору родителей школьников, которые плохо справляются с программой по английскому языку в школе. Да, таким детям действительно индивидуальные занятия могут помочь повысить их уровень владения английским языком, но лишь при том условии, что сам учебный процесс на таких занятиях будет поставлен правильно, с учетом всех требований и методических принципов, будет правильно разработана адекватная система упражнений и заданий и избрана учебная литература с учетом целей и задач проведения занятий. Все это, опять же, необходимо выполнять профессионалу, поскольку в противном случае возникает риск появления неверных установок и, как следствие, не только отсутствие положительной динамики успеваемости, но даже обратный эффект.

Именно поэтому, на наш взгляд, потенциальный репетитор английского языка должен отвечать следующим критериям.

  1. Иметь специальность «преподаватель английского языка» или как основную, или в качестве дополнительной специализации;
  2. Иметь опыт работы в области индивидуального обучения.
  3. Владеть необходимой учебной литературой, знать о выходе в свет новой литературы, а также появления новых методик обучения.
  4. Владеть английским языком сам, и владеть на высоком уровне.

Кроме того, в зависимости от целей обучения следует обратить внимание на профессиональную биографию педагога: если занятия нужны школьнику с целью повысить успеваемость в школе – наилучшим решением будет выбор учителя с опытом работы в школе, если абитуриент готовится к вступительным испытаниям при поступлении в вуз – хорошую помощь может оказать преподаватель вуза, если поставлена цель выехать на постоянное место жительства за рубеж – лучше пригласить специалиста, который уже имеет положительные результаты работы с подобными слушателями.

Наш собственный педагогический опыт показывает, что правильный и продуманный подход к выбору будущего педагога-репетитора является одной из предпосылок к качественному овладению английским языком.

 

Фото: progressivestates.org

 

Мы принимаем