обучаем английскому с 1998 года

Обучение английскому языку школьников

Обучение английскому языку школьниковАнглийский язык в школе на современном этапе развития отечественного образования является одним из основных и необходимых предметов, поскольку этот язык уже по праву можно считать полноценным средством международного общения во всех сферах жизни общества, и владение им является одной из предпосылок дальнейшего жизненного успеха школьника. Следует отметить, что качеств его преподавания значительно повысилось в сравнении с тем, что имело место двадцать лет назад: появились новые и передовые обучающие технологии, в учебном процессе все чаще задействуются ресурсы сети Интернет, а педагоги активно обращаются к новейшим наработкам своих иностранных коллег, созданным ими учебным пособиям и методикам. Однако с сожалением приходится констатировать, что обучение школьников английскому языку далеко не всегда приносит желанные плоды, порой даже в тех случаях, когда речь идет об обучении в специализированных школах, где обучение английскому языку школьников ведется по особой программе, предполагающей углубленное изучение языка.

С чем же связана подобная негативная тенденция?

Причин может быть много: это зависит и от избранной методики преподавания, педагогического подхода, учебной литературы и от психологических особенностей, как учителя, так и самого ученика. Педагогическая наука справедливо считает все перечисленные аспекты базовыми принципами организации учебного процесса, при недостаточном соблюдении которых его эффективность резко снижается. Более того, у детей часто появляется чувство обиды, разочарования в собственных способностях, в английском языке как в предмете, и это вызывает у них стресс, а иногда и является почвой для семейных конфликтов. В свою очередь, родители, видя это, стараются с этим бороться: переводят ребенка в другой класс или в школу, занимаются с ними самостоятельно или прибегают к помощи сторонних преподавателей. Но, опять же, не во всех случаях это приводит к успеху.

Существует перечень речевых навыков и умений, которыми должен овладеть ученик должен овладеть в процессе изучения английского языка в конкретном классе. Основными из них являются способность к чтению, диалогу на английском языке, правильному переводу и пониманию услышанного текста в пределах изученной лексики и грамматических правил. То есть, говоря иными словами, школьник должен овладеть всеми видами речевой деятельности на изучаемом языке. Поэтому, на наш взгляд, обучение английскому языку должно быть комплексным, т.е. включать в себя все компоненты развития речевых умений. Среди них отметим следующие составляющие учебного занятия, которые должны обязательно иметь место в его процессе.

Этот список является базовым и, безусловно, может включать в себя и иные виды учебной деятельности в зависимости от возраста и выбранной программы обучения. Однако, вслед за рядом ученых-лингвистов и методистов (О.Н. Прохоровой, С.И. Стацевич, О.С. Ахмановой, Е.И. Пассовым и др.) считаем, что ведущим видом деятельности школьника на уроке английского языка является чтение. В методике преподавания английского языка существуют такие понятия, как адаптированный и неадаптированный текст. Первое означает учебный текст, отобранный или измененный в соответствии с тем уровнем языковых навыков и умений и сформированности лексического запаса, который имеется у данного ученика (или категории учащихся). Именно эти тексты и используются в процессе обучения школьников английскому языку. Второе – аутентичный текст в том виде, в котором он существует и понимается в странах использования английского языка, т.е. изначально не предназначенным именно для образовательных целей. И задача учителя – сформировать навыки чтения и понимания прочитанного с тем, чтобы ученики постепенно переходили от адаптированных к неадаптированным текстам.

В начальных классах школьникам даются для чтения тексты на общую тематику или адаптированные версии произведений зарубежных писателей – повести, сказки, рассказы. Говоря о подобных текстах, отметим, что знакомство с ними предполагает последующую беседу по их содержанию: ответы на вопросы учителя и пересказ прочитанного. В этой связи отметим тот перечень тем, по которым школьник 1-2 ступеней среднего образования должен научиться вести диалог.

Класс Тема для беседы
1
  • About Myself (О себе).
  • My Family (Моя семья).
  • Мy Father (Мой папа).
  • Why do we learn English? (Почему мы учим английский язык?).
  • My Dream (Моя мечта).
2
  • My Favorite Subject (Мой любимый предмет).
  • Moscow is Our Capital (Москва – наша столица).
  • Russia is Our Motherland (Наша родина – Россия).
  • My First Teacher (Мой первый учитель).
3
  • My Friend (Мой друг).
  • Hobbies (Хобби).
  • Tales in My Life (Сказки в моей жизни).
  • My Favorite Movie (Мой любимый фильм).
  • Seasons (Времена года).
4
  • The World of Professions (Мир профессий).
  • Why Must We Study Well? (Почему мы должны хорошо учиться?).
  • The New Year Eve (В канун Нового года).
  • My Birthday (Мой День рождения).
  • London Underground (Метро Лондона).
  • Visiting a Museum (Посещение музея).
5
  • Theater in Our Life (Театр в нашей жизни).
  • A Computer in Modern Society (Компьютер в современном обществе).
  • Places of Interests in Our City (Достопримечательности нашего города).
  • What Does a Well Educated Human mean? (Что значит быть хорошо образованным?).
  • We Must Be Polite (Мы должны быть вежливыми).

Безусловно, приведенные темы для беседы на английском языке являются примерными, и они могут быть дополнены в зависимости от той или иной ситуации, однако это – универсальные диалогические темы, которыми ученик должен владеть даже вне зависимости от того, какая программа была избрана для бучения.

Также исследования психологов показали, что обучение английскому языку школьников может быть более эффективным в том случае, если оно ведется на начальном этапе в индивидуальном порядке (с репетитором). Это облегчает контакт ребенка с педагогом и дает ему возможность всегда задать любые интересующие его вопросы, а учителю – проконтролировать, насколько проведенное занятие оказалось эффективным и при необходимости уделить данной части материала больше внимания. Однако репетитор репетитору – тоже рознь. Здесь необходимо учитывать такие аспекты, как его опыт работы (есть ли у него опыт работы в школе или с детьми школьного возраста), наличие психологического контакта с ребенком (при его отсутствии занятия могут оказаться неэффективными), учебную программу, которую он использует (доступна ли она по содержанию для ребенка), корелляцию хода занятий с учебной программой. Следовательно, от т ого, насколько правильно был для ребенка подобран репетитор, зависит эффективность его работы. В то же время и ученик должен знать, что обучение – это всегда двойственный процесс, который предполагает приложение усилий к овладению языком со стороны ученика (а не только учителя).

Наши коллеги также обладают огромным опытом работы по обучению русскому языку школьников и знают все методические и психологические аспекты работы с ними. Это позволяет нам утверждать, что мы готовы действительно помочь Вашему ребенку овладеть английский языком на должном уровне, организовав ля него индивидуальные или (в дальнейшем) групповые занятия. Перед началом работы с ребенком мы обязательно проводим с ним собеседование, тестирование и анализ программы, по которой он изучается в школе. Это помогает нам определить те «слабые звенья», над которыми предстоит поработать, а также понять, что уже есть, а что еще предстоит сделать. Занятия проводятся в удобное для Вас время. Возможен выезд на дом в любой район города. Позвоните нам, и мы поможем найти идеальный путь к решению проблемы. Овладеть английским языком – это не несбыточная мечта, это – реальность.

Фото: englishinbritain.co.uk

Мы принимаем