обучаем английскому с 1998 года

Изучение английского языка для школьников

Изучение английского языка для школьниковОдной из задач образовательного стандарта третьего поколения является воспитание современной разносторонне развитой личности в процессе обучения ребенка в школе, и, причем, содержание учебного процесса должно быть таким, чтобы потенциальный выпускник школы смог успешно интегрироваться в общество и профессионально самореализоваться. Все это вряд ли можно считать возможным в том случае, если    ученик не овладеет в достаточной мере английским языком, и даже не только в качестве одного из иностранных (как это было до недавнего времени), а как средством мирового общения.

В свете современных общественных преобразований, усиления роли человеческой мобильности и глобализационных процессов английский язык в образовательной системе занял уверенные позиции и, наконец, стал одним из основных предметов. При этом само изучение английского языка для школьников приобрело качественно новое содержание, о котором еще пятнадцать лет назад не приходилось и мечтать: доски заменены экранами, на которых проводятся компьютерные презентации, первоклассная литература «из первых уст», изданная в лучших университетских издательствах Великобритании и США, компьютерные аудиосистемы, – все это действительно говорит о том, что обществом осознана роль владения английским языком с одной стороны, и тот факт, что его изучение должно начинаться со школьной скамьи, с другой.

Тем не менее, при всех очевидных плюсах и достоинствах подобных инноваций, нельзя отрицать, что изучение английского языка для школьников в России не испытывает проблем. Так, «ахиллесовой пятой» обучения школьников английскому языку является некоторое нивелирование уровня ранее сформированных навыков и умений и психологических особенностей детей. Согласно правилам классической методики преподавания английского языка в школе, один класс должен быть поделен на две (а в том случае, если учеников в классе более 36 – и на три) группы, которые должны быть сформированы на основе проведенных собеседований и анализа их успеваемости. В этих группах изучение английского языка для школьников может осуществляться по единой программе, но при этом ход урока может отличаться, либо же по двум разным программам с учетом имеющегося уровня языковой подготовки. Однако данное правило соблюдается далеко не везде и не всегда. Например, довольно часты случаи проведения занятия по английскому языку без разделения на группы, и это администрацией школы объясняется то нехваткой кадров, то экономическими и иными причинами. Кроме того, во многих школах (особенно провинциальных и тех, где не предполагается углубленное изучение английского языка) процесс преподавания строится формально без учета принципа обязательности достижения поставленных задач (образно говоря, «лишь бы не было «двойки» за четверть или за год). Безусловно, в таком случае говорить об успехе образовательной деятельности более чем сложно. Но причина этому еще и кроется в том, что иногда учитель просто не имеет физической возможности проконтролировать успеваемость каждого ученика и уделить ему больше времени, чем это предусмотрено уроком. Кроме того, изучение английского языка для школьников (как, впрочем, и какой-либо другой дисциплины) предполагает наличие контроля со стороны родителей. А осуществлять его они не всегда в состоянии: как из-за своей занятости, так и вследствие отсутствия у них соответствующих знаний.

Из этой ситуации существует один выход: обратиться к стороннему преподавателю для организации дополнительного обучения. Оно может быть представлено как индивидуальными репетиторскими уроками, так и групповыми занятиями на курсах английского языка для школьников, организуемых на базе учебных центров. Однако здесь тоже не все однозначно: во-первых, этот рынок перенасыщен подобными предложениями: тут и именитые языковые центры на базе посольств иностранных государств (например, Британский Совет при посольстве Великобритании), и профессора известных вузов, и иностранные педагоги-носители языка. И сделать правильный выбор из этого множества – тоже очень нелегкая и ответственная задача, поскольку знать английский язык и даже иметь богатый опыт по его преподаванию – мало, ведь нужно выстроить учебный процесс так, чтобы поставленные цели и задачи были достигнуты, и школьник, наконец, научился слушать и понимать английскую речь, а также читать и говорить по-английски.

Во-вторых, немалую роль играет наличие психологического контакта между ребенком и учителем. Психологические исследования убедительно показали, что даже самый талантливый педагог может оказаться бессилен, если между ним и учеником не будет достигнуто взаимопонимания. Ведь, согласитесь, многим из вас, уважаемые читатели, знакома ситуация, когда ребенок начинает под разными предлогами уклоняться от встречи с педагогом, от выполнения домашнего задания или от посещения курсов. И происходит это не потому, что им непонятно, или урок поставлен неинтересно, а потому, что им не нравится учитель как личность. А это – действительно важный момент. Следовательно, репетитор тоже должен быть подобран таким образом, чтобы занятия, проводимые им, вызывали у школьника интерес.

В то же время нужно подчеркнуть, что репетитор – это все же, в первую очередь, педагог. Не переводчик, не бывший журналист-международник (пусть и очень высокой квалификации), а именно педагог. То есть человек, имеющий высшее педагогическое образование по специальности «Преподаватель английского языка». При этом также следует отметить, что и преподаватель преподавателю рознь: если речь идет об обучении именно школьника, то желательно, чтобы потенциальный репетитор был действующим учителем в школе с опытом работы в ней не менее нескольких лет, поскольку в этом случае ему знакомы все аспекты, с которыми связано практическое изучение английского языка для школьников. А преподаватель, например, вуза в данном случае – не лучший вариант (пусть даже имеющий ученую степень), поскольку ему не в полной мере знакомы психологические особенности школьников, программы, существующие в школе, и методические особенности работы с детьми.

Однако в любом случае родители должны четко себе представлять, что именно представляет собой изучение английского языка для школьников, или, иными словами, из чего должен состоять подобный процесс. Однозначно сложно ответить на этот вопрос, но для того, чтобы было проще наглядно себе это представить, мы поместили основные его элементы и их соотношение с главными методическими целями уроков в таблице.

Образовательные цели Виды учебной деятельности
Обучение навыкам чтения Самостоятельное чтение текстов – адаптированных на начальном этапе и аутентичных – в дальнейшем, пересказ прочитанного, ответы на поставленные вопросы.
Развитие навыков построения письменных высказываний Письменный перевод отдельных предложений и текста. Задания на постановку вопросов и ответы на уже заданные вопросы. Написание писем на английском языке.
Формирование лексико-грамматической компетенции Выполнение грамматических упражнений по мере изучения грамматики английского языка. Упражнения должны включать в себя новую и ранее изученную лексику.
Развитие способности воспринимать англоязычный текст на слух Прослушивание учебных текстов и просмотр фильмов на английском языке с последующими ответами на поставленные вопросы.
Развитие навыков и умений диалогической речи Беседа на английском языке на общие темы или на основе изученного материала с учетом ранее сформированного словарного запаса.
Обучение самостоятельной работе со словарем и обогащение словарного запаса Самостоятельный перевод текстов, в которых имеются незнакомые слова, с параллельным просмотром их значения и правил произношения в словаре и дальнейшим запоминанием. Самостоятельная выписка новых слов в словарную тетрадь. Составление предложений с использованием новой лексики.

Вслед за большинством ученых-лингвистов и методистов (см. работы О.Н. Прохоровой, И.А. Зимней, Т.Н. Рапацкой и др.) считаем, что урок английского языка должен быть многоаспектным, т.е. включать в себя все перечисленные компоненты. Также полагаем, что учебное занятие должно быть снабжено домашними заданиями, что позволило бы школьнику самостоятельно (без присутствия учителя) поработать над тем, что было изучено в ходе урока. Домашнее задание должно составлять не более одной трети объема изученного на уроке материала и тоже быть комплексным (например, включать в себя устный и письменный виды речевой практики). Продолжительность самого урока может быть различной: от 45 (в начальной школе) до 90 минут (в средних и старших классах, включая небольшой перерыв). И, безусловно, должен иметь место контроль родителей за выполнением заданий и успеваемостью ребенка, поскольку практика показывает, что многие дети пока еще не осознают важность изучения английского языка, что влечет «прохладное» отношение к занятиям.

Педагоги, которые сотрудничают с нашей компанией, также посвятили многие годы жизни работе учителями английского языка в школе, успешно подготовив немало выпускников, многие из которых стали студентами известных вузов и сотрудниками уважаемых отечественных и зарубежных компаний. Философия их работы такова: «Лишь кропотливый труд в сочетании с чувством ответственности за качество обучения каждого ученика являются ключами к успеху». И этим пронизана вся их работа. Мы готовы действительно помочь Вашему ребенку овладеть одним из самых распространенных и динамично развивающихся языков мира – английским языком. Наши занятия – это вовсе не нудные диктанты и упражнения и не сумбурные «нравоучения Марьи Ивановны», а интересный и познавательный процесс. Кроме того, нами практикуются и методы дистанционного обучения, основанные на использовании сети Интернет и новейшего обучающего программного обеспечения. Все занятия проводятся в тесном взаимодействии с родителями. Если же Вы по каким-то причинам не можете привести ребенка к нам в офис, мы с удовольствием организуем для Вас выездные учебные занятия в любом районе города. Оставьте заявку на обучение, и дежурный преподаватель сразу свяжется с Вами для уточнения всех интересующих Вас вопросов.

Фото: harrisoncatering.co.uk

Мы принимаем