обучаем английскому с 1998 года

Грамматика английского языка для школьников

Грамматика английского языка для школьниковГрамотная устная и письменная речь является одним из элементов общей культуры человека. То же самое следует отметить, говоря и о способности грамотно говорить и писать на иностранном, в данном случае английском, языке, поскольку иначе трудно считать, что человек владеет им на должном уровне. Особое звучание это приобретает в наше время, когда английский язык уже стал средством международного общения, а не только одним из иностранных. Безусловно, овладение грамматическим строем английской речи должно иметь место с момента начала изучения языка в школе. Однако с сожалением приходится констатировать, что грамматика английского языка для школьников часто является тем камнем преткновения, который мешает им в полной мере овладеть английским языком. Более того, неправильное представление  тех или иных грамматических явлениях, имеющих место в изучаемом языке, часто трансформируется в дальнейшую жизнь школьника и мешает ему продолжить обучение его в будущем.

Следовательно, это необходимо учитывать любому учителю, который осуществляет обучение английскому языку школьников. Однако на практике это имеет место не всегда: сами педагоги порой подходят к этому формально, считая грамматику «скучной» и «второстепенной». Эти слова мы неслучайно взяли в кавычки, поскольку такое мнение – ложное и несостоятельное: во-первых, неверное использование тех или иных грамматических конструкций влечет за собой неправильное построение предложения, во-вторых, это усложняет понимание английской речи и наконец, процесс обучения грамматике тоже можно сделать увлекательным и интересным для ребенка: методические разработки зарубежных педагогов, которые прочно вошли в сегодняшнюю жизнь, тому достойное подтверждение.

Однако необходимо четко представить себе: а какими же именно знаниями должен овладеть школьник? И вообще, что следует понимать под выражением «грамматика английского языка для школьников»? Безусловно, перечень соответствующих навыков и умений определяется школьной программой, однако мы выделили основные аспекты, которыми должен овладеть школьник в процессе изучения английского языка.

№ п/п Грамматические темы
1 Понятие о частях речи. Переходность частей речи.
2 Имя существительное и его грамматические категории. Артикли и принципы их употребления.
3 Строение повествовательного предложения. Принцип полноты грамматической основы.
4 Словообразование английских слов. Синонимический ряд. Антонимы. Приставочный, приставочно-суффиксальный и синтетический способы образования слов.
5 Вопросительное предложение. Типы вопросов и порядок слов в них. Правила ответа на вопросы.
6 Понятие о глаголе. Неопределенная форма глагола.
7 Повелительное направление: простая и вежливая формы.
8 Условное наклонение. Модальные глаголы и их грамматические особенности.
9 Present, Past, Future Simple Tense в повествовательных и в вопросительных предложениях.
10 Present, Past, Future Continuous Tense в повествовательных и вопросительных предложениях.
11 Present, Past, Future Perfect Tenses в повествовательных и вопросительных предложениях.
12 Действительный и страдательный залоги английского глагола.
13 Complex Object в английском предложении.
14 Причастные и деепричастные формы глагола.
15 Неправильные глаголы (Irregular Verbs) и принципы их употребления.
16 Орфография и пунктуация. Принципы правописания отдельных слов и морфем.
17 Сложные и смешанные предложения.
18 Степени сравнения имен прилагательных.

В таблице приведены лишь основные части грамматики английского языка, которыми обязательно должен овладеть школьник. Не следует отрицать, что он – далеко не исчерпывающий, и каждый из описанных моментов требует комплексного изучения, теоретической и практической подготовки. И, безусловно, такая подготовка должна осуществляться в доступной форме: ведь именно доступность является одним из базовых принципов любого учебного процесса. Одной из распространенных методических ошибок современных школьных учителей английского языка (и даже преподавателей вузов) является то, что грамматический материал объясняется в сухой, лишенной наглядности форме (или же приводятся иллюстративные примеры, не обладающие высокой информативностью). Материал записывается в виде конспекта либо «зазубривается» из учебника, а, как известно, все, выученное лишь в порядке пассивной подчиненности без осознания необходимости владения этим материалом либо без практического его использования в речевой практике, не может служить основой для формирования соответствующих навыков и умений. При этом сами дети часто испытывают чувство стресса и страха перед излишними терминами, возможностью не понять учителя и, как следствие, получить плохую оценку, перед материалом, изложенным в виде «сухих» таблиц без учета возрастных и психологических особенностей учеников. Все это может не только не принести успех, но повлечь обратный эффект.

Чтобы избежать подобных негативных явлений, грамматика английского языка для школьников, преподаваемая учителем, должна подаваться с учетом следующих аспектов.

  1. Дикция учителя должна быть четкой, а язык изложения – понятным школьной аудитории и не содержать тех терминов, значения которых дети не знают.
  2. Учитель должен в своем слове быть последовательным, но лаконичным: в противном случае ребенку будет сложно отличить главное от второстепенного.
  3. Объяснение должно сопровождаться эвристической беседой с классом (или с учеником в случае индивидуального занятия).
  4. Весь грамматический материал должен иллюстрироваться конкретными примерами и быть наглядным: для этой цели желательно использовать технические средства обучения, например, проектор, компьютерную презентацию урока, магнитофон.
  5. По окончании объяснения детям должна быть предоставлена возможность задать свои вопросы и получить ответы на них.
  6. Следующую часть грамматического материала можно объяснять лишь тогда, когда станет очевидным закрепление навыков и умений на основе предшествующей.

Все это известно и нашим коллегам, которые, преподавая английский язык школьникам в течение длительного времени, досконально изучили все особенности подобной работы. Многолетний опыт подобной работы позволяет считать, что мы действительно сможем Вашему ребенку помочь овладеть столь, казалось бы, непростой, но необходимой частью английского языка, как грамматика. Нами были разработаны специальные учебные программы, направленные на овладение грамматическим строем современного английского языка, как для индивидуальных, так и для групповых занятий. С каждым школьником, желающим у нас обучаться, мы проводим комплексное собеседование и тестирование, на основе которого определяем, что следует считать наиболее приемлемым в данном случае. Занятия проводятся в удобное для Вас время. Главным лейтмотивом нашей работы является принцип: «Зубрежка – это вчерашний день», и мы используем лишь самые передовые обучающие технологии. Также возможна организация индивидуальных занятий для школьников с выездом в любой район города. Обратитесь к нам и убедитесь, что грамматика английского языка для школьников вполне по силам, каким бы сложным это ни казалось на первый взгляд.

Фото: eltworld.net

Мы принимаем