От того, насколько качественным окажется преподавание английского языка школьнику, зависит, сможет ли он достичь методических целей и задач обучения. Современная методика преподавания английского языка в школе предполагает опору на языковую прагматику, т.е. возможность не просто схоластического изучения, но и практического использования тех навыков и умений, которые возникнут в результате обучения. Именно это и является предпосылкой к практическому овладению языковыми умениями и навыками и дальнейшему их развитию.
Однако и научные исследования, и наша практика показывают, что подобные базовые принципы преподавания английского языка школьникам имеют место не всегда, и обучение зачастую носит схоластический и формальный характер: ребенка, например, заставляют выучить то или иное правило, выполнить упражнение, выучить слова, но все это остается либо, в лучшем случае, пассивным лексическим запасом, лишенным практического использования, либо и вовсе забывается в процессе последующих занятий. Именно эти обстоятельства не раз становились предметом критики системы преподавания английского языка в отечественных школах со стороны зарубежных методистов, которые всегда строили учебный процесс в русле языковой прагматики.
И все же, это не является поводом утверждать, что английский язык для школьников, обучение которому провозглашено одним из базовых приоритетом образовательного стандарта третьего поколения, является в нашей стране чем-то недосягаемым. Просто необходимо четко определиться с двумя составляющими: кто именно преподает английский язык для школьников и каким образом это делает. В первом случае необходимо всегда придерживаться базовой концепции К.Д. Ушинского, согласно которой педагог – это не только профессия, но и состояние души: не всякий человек, хорошо владеющий английским языком, и даже имеющий диплом его преподавателя, может быть идеальным школьным учителем этого предмета. Для этого необходимо обладать теми внутренними качествами, которые необходимы для работы с детьми в целом (даже не только касаясь обучения их английскому языку). Речь идет о глубоком знании психологических и возрастных особенностей этой категории изучающих язык.
Говоря о втором, не менее важном, методическом аспекте, отметим, что английский язык для школьников, обучение их должно носить комплексный характер, и содержать в себе такие обязательные элементы, как чтение адаптированного (а впоследствии и аутентичного) текста, перевод прочитанного и диалогическую речь. И именно это и может способствовать развитию коммуникативных способностей.
С целью формирования представления о том, что именно должен включать ход урока английского языка, мы поместили основные его этапы в таблицу, указав при этом, сколько именно времени целесообразно отводить на каждый из указанных видов учебной деятельности.
Этап урока | Продолжительность по времени |
Чтение | 7-10 минут |
Перевод прочитанного текста | 10 минут |
Ответы на вопросы по тексту | 10 минут |
Беседа на основе прочитанного текста | 5 минут |
Словарный диктант | 5 минут |
Объяснение грамматического материала | 10 минут |
Выполнение грамматических упражнений | 15 минут |
Безусловно, упомянутый ход урока является примерным, и характер каждого занятия зависит от той или иной методической ситуации, однако очевидным является то, что необходимо строить урок таким образом, чтобы школьник научился выражать свои мысли на английском языке в устной и письменной формах, а также понимать чужие высказывания. А это не следует считать возможным, если занятие ограничивается лишь обогащением словарного запаса или грамматической компетенции без практической составляющей.
Также возникает невольный вопрос: каким образом следует поступить, если оказывается, что проводимые в школе занятия не дали желаемых результатов? Здесь выход может быть только один: своевременное обращение к репетитору для проведения дополнительных занятий, либо же организация групповых занятий на специально организованных курсах. На наш взгляд, в том случае, когда школьник не может разговориться на английском языке либо не понимает услышанный текст (хотя, возможно, и разбирается в грамматических аспектах языка), лучшим будет именно первое решение, поскольку в процессе индивидуальных занятий (которые проходят в форме эвристической беседы) легче установить психологический контакт между учителем и учеником, а также своевременно распознать наиболее уязвимые места принять соответствующие меры. Кроме того, по мнению практически всех методистов, если речь идет только о самых первых шагах по изучению английского языка, то уместнее всего говорить именно об индивидуальном обучении. А впоследствии, когда уже будет сформирована первичная словарная база, представления о грамматической природе языка, об особенностях английского предложения, то возникает необходимость дальнейшего развития способности вести беседу на изучаемом языке. И вот тут-то могут помочь уже групповые занятия, в процессе которых педагогу становятся доступными такие формы работы, как просмотр обучающего фильма на английском языке с последующим обсуждением, урок-дискуссия, фронтальный опрос, групповая беседа, т.е. те формы взаимодействия учителя и учащихся, которые позволяют развить именно речевые навыки и умения.
Следует отметить, что английский язык школьникам, обучение их согласно описанным критериям – это особая часть методики преподавания английского языка как науки, которая предполагает знание всех психологических и возрастных особенностей данной категории учащихся, критический анализ существующих учебных программ и его приложение в интерпретации к изложенным в нашей работе целям и задачам учебного процесса. Все это означает, что обучением школьников английскому языку (как в индивидуальном порядке, так и на языковых курсах) должны заниматься соответствующие специалисты, т.е. те педагоги, которые в течение длительного времени сами работали или работают в школе и, соответственно, владеют верным представлениях об особенностях постановки учебных занятий детям школьного возраста.
Именно такие педагоги и являются нашими коллегами. Мы сотрудничаем с теми учителями, которые имеют богатейший практический опыт работы в школе и знают о самых последних и передовых методических инновациях. Именно это всегда позволяло им достичь успеха. Наши коллеги и единомышленники также рады поделиться своими знаниями и опытом и с Вашими детьми. Обратитесь к нам, мы встретимся с потенциальным учеником, проведем анализ его успеваемости и проблемных сторон и, в соответствии с этим, подберем те программу и средства, которые действительно помогут ему овладеть английским языком. Что также немаловажно, мы готовы провести репетиторские уроки у Вас на дому в любом районе города. Обращайтесь, мы будем рады Вам помочь!
Фото: wouterelke.nl