Одной из основных задач, стоящих перед соискателем, желающим получить работу за рубежом или в иностранной компании на территории России, является успешное прохождение собеседования на английском языке. Это – самый распространенный и основной элемент кадровой политики всех мировых компаний. Ведь именно личная беседа, встреча с человеком, как ни что другое формирует первоначальное представление о нем как о специалисте, профессионале возможном сотруднике компании. В принципе, кадровая политика иностранных работодателей мало чем отличается от отечественной, скорее, наоборот, наши российские компании во многом позаимствовали опыт своих иностранных коллег. Так, например, в процессе собеседования любого соискателя попросят рассказать о себе, своем образовании, истории трудовой деятельности, опыте работы и причинах увольнения с последнего места работы. Если же речь идет о желании соискателя работать за рубежом (например, из России), то также его спросят, с чем именно связано такое желание. Кроме того, интервьюер обязательно поинтересуется документами, которые подтверждают его квалификацию, образование и прежние трудовые достижения, а также предложит задать свои вопросы (чаще – по окончании интервью).
Тем не менее, существует как писаные, так и неписаные правила, соблюдение которых помогает успешно пройти такое собеседование. Прежде всего, это касается грамотности речи: каким бы опытным и востребованным специалист ни был, все же английский язык не является его родным, пусть даже он владеет им на достаточно высоком уровне. Практика показывает, что люди всегда в незнакомой обстановке, в месте, которое посещают впервые, испытывают некоторое (пусть и кратковременное) чувство растерянности. Кроме того, необходимо стараться избегать любых грамматических, стилистических и орфоэпических ошибок, насколько это возможно: это сразу будет замечено и истолковано не в пользу соискателя.
Еще одним важным моментом является информированность претендента на вакансию о сфере деятельности компании: отсутствие такой информации может быть воспринято как недостаточный уровень заинтересованности в получении должности, а то и вовсе легкомысленное отношение к работе. Да и в целом, а кому из нас не интересно знать, где мы собираемся работать?
В то же время, существует такое понятие, как этикет делового общения, иначе говоря, вежливость на работе и в ходе переговоров. Так, существуют вещи, которых лучше всего избегать в процессе собеседования в любой компании. Основываясь на отечественный и зарубежный опыт современной кадровой политики, мы составили список тех моментов, которые не должны иметь место на собеседовании, поскольку могут повлечь за собой неправильное толкование и даже обиду интервьюера.
1 | Слабая профессиональная подготовка. |
2 | Недостаточные заинтересованность и энтузиазм, пассивность безразличие. |
3 | Чрезмерная заинтересованность в деньгах. |
4 | Критика в адрес прежнего работодателя. |
5 | Недостаточно внимательный взгляд в лицо собеседнику. |
6 | Опоздание на собеседование. |
7 | Неуважение к личному времени интервьюера: оно всегда ограничено определенными рамками. |
8 | Отсутствие вопросов о работе со стороны соискателя. |
9 | Неготовность к смене места жительства. |
10 | Неопределенный ответ на вопрос. |
11 | Высокомерие, агрессия по принципу «Я все знаю». |
12 | Неспособность к понятному изложению мыслей, тихий голос, плохая дикция, слабая грамматическая компетенция. |
13 | Отсутствие карьерных планов и конкретных целей. |
14 | Недоверие, нервозность, рассказы о собственных болезнях. |
15 | Нежелание участвовать в различных видах деятельности. |
16 | Ожидание слишком многого за чрезмерно короткое время. |
17 | Невежливость, бестактность. |
18 | Отсутствие мужества, в том числе при принятии решений. |
19 | Нетолерантные, резкие суждения о чем-либо (о ком-либо). |
Это, пожалуй, и есть те основные аспекты, которых нужно избегать как в процессе подготовки собеседования, так и, тем более, во время него и даже после его окончания: если даже Вы, анализируя пройденное собеседование, обнаружили, что какой-либо из описанных пунктов все же имел место, следует это учесть с тем, чтобы никогда не повторять подобных ошибок. Все указанное в таблице будет обязательно воспринято негативно и может стать причиной отказа в приеме на работу, причем причиной, весьма очевидной. Согласитесь, кому из нас приятно работать в коллективе с высокомерными, невежливыми или неграмотными коллегами? Конечно же, никому. В таком случае как же может иностранная компания закрыть на это глаза, тем более, за рубежом, в странах Западной Европы, где вежливость и этика делового общения являются незыблемыми ценностями?
Не умаляя личного и профессионального достоинства читателя и не отрицая роли и места самостоятельной подготовки к собеседованию на английском языке согласно критериям, описанным в статье, хотелось бы напомнить, что обращение к профессиональному психологу либо лингвисту в области английского языка никогда здесь не будет лишним: одно дело, самопроверка и самоподготовка (которые всегда имеют ту или иную погрешность), и другое дело – независимый взгляд профессионала со стороны. Именно наша компания в течение длительного времени занимается подготовкой соискателей к собеседованию на английском языке, и не только в лингвистическом, но и в психологическом аспектах этого: мы готовы провести независимое психологическое тестирование, консультирование, а также пробное собеседование на английском языке и индивидуальные языковые тренинги, если это необходимо. И, наконец, хотелось бы отметить, что при грамотной подготовке успешно пройти собеседование даже в самой требовательной компании вполне возможно. Многие наши соотечественники, достигшие карьерных высот в самых развитых сферах деятельности – достойный тому пример. Звоните, мы рады сотрудничеству с Вами!
Фото: selfdevelopmentphilippines.blogspot.com