Каждый молодой человек, закончивший среднюю школу, всегда задается выбором о своей будущей карьере, о профессии, которой ему предстоит овладеть и о том, насколько эта профессия его морально удовлетворяет. Следовательно, вопрос выбора места получения образования и его характера всегда являлся и является одним из важнейших в этом возрасте: и абитуриенту, и его родителям хотелось бы, чтобы образование было качественным, эффективным и действительно открывало возможности и перспективы в дальнейшей жизни. В этой связи в последние два десятилетия возрождается интерес к получению высшего образования за рубежом: с падением пресловутого «железного занавеса» многие отечественные концепции были подвергнуты справедливой критике, а ученые и педагоги стали все более активно обращаться к передовому опыту своих иностранных коллег. Излишне и говорить, что университетское образование в Европе уходит своими корнями вглубь средних веков, когда уже стали во многих университетах формироваться свои научные традиции, школы и приоритетные направления исследований. Не является здесь исключением и Чехия: в последнее время среди наших соотечественников стало популярным высшее образование в Чехии. Эта небольшая страна в самом сердце Европы известна своей историей, культурой и традициями в образовании. Являясь славянским государством, Чехия вобрала в себя все лучшие аспекты европейской цивилизации, вместе с тем, не утратив при этом то хорошее, что было у славянских народов.
А университетское образование по праву считается одним из лучших в Европе: недаром дипломы, полученные в Чехии, признаются во всех государствах Евросоюза и даже в США, а само образование по своему содержанию не только е уступает американскому, но даже в чем-то превосходит его: оно – разностороннее, способствует развитию логики, критического мышления и воспитанию гармонично развитой личности современного образованного человека. Так, например, выпускники математических специальностей чешских вузов параллельно углубленно изучают и иностранные языки (причем, как правило, несколько), и философию, и мировую литературу, а медицинские работники прекрасно разбираются во всех тонкостях врачебного искусства, а не только в какой-либо конкретной области.
Бесспорным флагманом чешского университетского образования является Карлов университет в Праге, который пражане иногда называют чешской Сорбонной. Он был основан в далеком 1348 году императором Карлом IV. И это сравнение соответствует истине: этот вуз среди первых вобрал в себя все лучшие традиции и накопил богатейшую научную и практическую базу по всем известным наукам, – от лингвистики до высоких технологий, сделав высшее образование в Чехии по-настоящему престижным. И действительно, несмотря на наличие в странах Западной Европы хороших и признанных вузов, в Праге учатся студенты и из Франции, и из Нидерландов, и из Швеции. С этим университетом связаны такие всем нам известные имена, как Франц Кафка, Альберт Эйнштейн и Ян Гус.
Однако не стоит думать, что высшее образование в Чехии ограничивается только Карловым университетом: в стране существует множество как государственных, так и частных вузов, которые также имеют очень богатый и многолетний опыт подготовки студентов практически со всего мира. Сюда также следует отнести вузы Брно и Остравы, славящиеся своими научными школами в области точных и естественных наук. Как правило, обучение студентов в большинстве вузов Чехии ведется на чешском языке (входящем в западнославянскую языковую группу), однако во многих вузах (в том числе в Карловом университете) преподавание проводится и на английском языке. Следовательно, возможность получить высшее образование в Чехии на английском языке существует и для российских студентов. Однако необходимо отметить, что одним из базовых принципов любого учебного процесса является принцип доступности, т.е., говоря иными словами, студент должен понимать и осознавать, что говорит преподаватель, а это возможно лишь в том случае, если обучающийся владеет на высоком уровне языком обучения, в данном случае английским. Причем речь идет не просто о владении бытовым английским языком как средством повседневного общения, а именно о том языке, на котором будущему специалисту предстоит слушать, анализировать и запоминать все то, что связано с избранной профессией. В приемных комиссиях вузов это хорошо понимают, и по этой причине одним из условий поступления в вуз Чехии иностранного студента, изъявившего желание получить образование на английском языке, является предоставление специального сертификата о сдаче международного экзамена по английскому языку, речь идет, как правило, о тесте IELTS. Подобный тест был разработан специалистами сотрудничестве с Британским Советом при Посольстве Великобритании. Подобный тест предполагает проверку владения четырьмя языковыми навыками: чтением, письмом, разговорной речью и пониманием услышанного (причем последнее особенно важно для поступающих в вуз). Требования к такому тесту весьма строгие: в обычном понимании, предполагается, что сдающий его абитуриент чешского вуза должен владеть английским языком наравне с местными жителями англоязычных государств, т.е. быть способным использовать этот язык в качестве своего основного средства общения.
Такое же требование предъявляется к желающим получить высшее образование в Чехии в посольствах этой страны при получении визы. Не секрет, что получить чешскую студенческую визу непросто: существуют строгие требования, которым должен абитуриент соответствовать и подтвердить это документально. Среди них – документы о финансовой состоятельности заявителя, договор о найме жилого помещения, полис медицинского страхования, документ из вуза о его готовности принять на обучение. Однако главным все же является именно владение языком. К сожалению, имеют место прецеденты отчисления российских студентов из вузов именно из-за их неспособности сдать сессию. Но причина в этом – отнюдь не в том, что они «ленивы» или «неспособны», – вовсе нет: виной – все тот же языковой барьер. Поэтому, чтобы высшее образование в Чехии принесло действительно достойные плоды и не породило разочарования, необходимо тщательно готовиться, усовершенствуя свои знания английского языка. В настоящее время существует множество методических наработок (и отечественных, и иностранных), которые адресованы абитуриентам, желающим получить образование в другой стране и сдать экзамен IELTS. Они позволяют в кратчайшие сроки усовершенствовать коммуникативные навыки, улучшить способность к пониманию чужой речи и к ведению беседы. Все это достигается путем использования передовых новинок учебной литературы, а также возможностями сети Интернет (например, на данном этапе даже возможно дистанционное обучение, которое еще несколько лет назад казалось фантастикой). Вместе с тем следует помнить, что и лингвистика, и педагогика – это наука, а в науке чудес не бывает, бывают лишь результаты собственных усилий. Следовательно, необходимо не только найти грамотного и подготовленного преподавателя, но и со своей стороны предпринимать усилия к овладению английским языком.
И, наконец, необходимо подчеркнуть, что высшее образование в Чехии предполагает постоянное проживание в стране и, следовательно, интеграцию в местное общество. Многие наши соотечественники в свободное от учебы время стремятся устроиться на несложную работу, а по окончании вуза остаются работать в чешской компании (законодательство Чехии это допускает). А все это, опять же, возможно только при условии владения английским языком уже не как иностранным, но как международным средством общения. В частности, чешские работодатели с удовольствием возьмут, например, российского студента, хорошо владеющего английским языком, на должность гида туристической компании для обслуживания туристов, или в ресторан при крупном отеле (любимое место подработки студентов во всем мире). Это все позволить получить и финансовую, и моральную независимость от родительского кошелька, однако, опять же, здесь многое зависит именно от целеустремленности и работы над собой самого студента.
Фото: excel.excel-swarm.webartstudio.md