В рамках программы «Педагогический марафон – 2011» 10 апреля 2011 года прошел День учителя английского языка. И, хотя выпускные вечера уже позади и каникулы – в полном разгаре, мы решили поделиться с нашими читателями подробностями этого мероприятия, в котором принял участие не только отечественные педагоги, но и их иностранные коллеги.
Современный педагог не столько учит детей, сколько создает условия, при которых школьники начинают активно осваивать предмет. Эта идея в той или иной форме звучала практически на каждой лекции или мастер-классе в день учителя английского языка.
Больше всего народу собрала в аудитории методист, преподаватель английского языка, американка Тони Халл. Люди сидели на полу, стояли у стен и не замечали усталости, настолько были захвачены, в сущности, обычным уроком. Таким, который, при желании, по силам любому педагогу из обычной школы.
Первое занятие было посвящено созданию возможностей для развития критического мышления в учебном процессе. Всем присутствующим раздали бумажные квадратики трех «светофорных» цветов: желтые, зеленые, красные. На экране появился комментарий. Желтые карточки – факты, зеленые – точка зрения, красные – сомнение, несогласие. Тони начала произносить очень простые фразы, доступные даже пониманию учеников младшей школы: «Сегодня в Москве идет снег». «Луна очень красивая». «Мороженое – вкусное». После каждого предложения зал украшался всеми возможными цветами. Тони улыбалась, удивлялась разнообразию палитры. Люди оглядывались друг на друга, соотносили свою позицию с соседской. Ведущая практически не комментировала происходящее и, конечно, не признавала один цвет правильным, а остальные ошибочными. Только в ответ на фразу «Слово «снег» пишется: с-н-е-г», - когда в руках некоторых слушателей оказались зеленые бумажки, Тони заметила: «Но ведь есть словари…»
Впрочем, увлекательная, захватывающая игра не только мышление участников развивает. Это отличная языковая практика. Работа с лексикой при описании. С формой вопроса при анализе. Даже очень слабый ученик захочет включиться в процесс. Педагог охотно подскажет ему нужные слова.
Во время второго мастер-класса Тони обсуждала с учителями возможности применения игровых, театрализованных форм на уроках. Разумеется, никаких лекций. Короткая игровая разминка, концентрирующая внимание. Работа в группах над дискуссионными вопросами: в чем помогают педагогу театральные приемы, какие дополнительные трудности создают. Участие добровольцев в создании сценок на употребление различных временных форм глагола.
Вэйн Риммер, педагог, автор многих учебных пособий, сменивший Тони в аудитории, избрал для своей лекции предмет довольно сухой – грамматику. Однако рассказывал о ней так артистично и увлеченно, что слушатели, вроде бы хорошо знакомые с английскими предлогами и глаголами, никуда не спешили – получали удовольствие, прикидывали, как можно использовать примеры Вэна в своих классах.
Впрочем, российские педагоги провели свои мастер-классы с не меньшим успехом, кстати, тоже на чистейшем английском языке. И хотя они, в отличие от Тони, могли, в случае затруднений, перейти на русский, но ни разу не отступили от принятых обязательств: продемонстрировать коллегам уровень собственного профессионализма. И это оказалось настолько заразительным, что аудитория также легко и непринужденно перешла на английский язык.
Татьяна Кузнецова, учитель школы №20 из города Химки, убедила коллег в том, что, читая с детьми знаменитую книгу Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», можно совместить приятное с полезным. Изучить лексику и грамматику, особенности культуры Британии. Попутно о домашних животных с классом поговорить, о болезнях, и о здоровом питании. И, конечно, посмеяться английским шуточкам.
Любовь Десятова, преподаватель московской гимназии №1542, рассказывала о замечательных проектах, которые она выполняет вместе с учениками, используя возможности столь привлекательных для подростков Facebook и Wiki. Это не только поиск информации, обмен фото и видеоматериалами, но и поиск единомышленников, в своем классе, в своей стране, в большом мире, создание групп для работы над совместными проектами.
Есть на каждом дне учителя английского языка неизменные традиции. Выступление специалиста офиса английского языка отдела прессы и культуры Посольства США в Москве Елены Лубниной, которая информирует педагогов о возможностях профессионального роста. Презентации крупнейшими издательствами учебной литературы, такими, как «Просвещение», «Макмиллан», новых пособий, вручение подарков.
И в этот раз традиции не были нарушены. Словом, сделано было все, чтобы учитель мог совершенствоваться сам и создавать условия для развития своих учеников.
Если описать это мероприятие в двух словах, то можно сказать, что основная его суть – в том, что современный урок английского языка на данном этапе приобрел качественно иное содержание, которое разительно отличается от того, к которому мы привыкли. Современный урок английского языка – это результат непрерывного творческого поиска учителя и его взаимодействия с учащимися.
Фото: co465.ru
По материалам сайта news.1september.ru