обучаем английскому с 1998 года

Английский язык: группа

Английский язык: группаГрупповое обучение английскому языку имеет ряд преимуществ перед индивидуальным, поскольку предоставляет педагогу большую свободу в выборе методических средств, а учащимся – разнообразие видов учебной деятельности. Об этом в разное время писали методисты различных направлений (О.А. Ахманова, С.Ф. Шатилов, И.А. Зимняя, О.Н. Прохорова, В.М. Брандт и др.). К числу таких методических средств можно отнести урок-дискуссию, урок-обсуждение увиденного фильма на английском языке, диалогическую практику между членами группы и другие виды работы, которые недоступны при индивидуальном обучении.

Однако не следует забывать о том, что немалую роль играет то, как сформирована группа, каков ее качественный состав и какими принципами руководствовались педагоги, преподающие английский язык. Группа сама по себе не является учебным коллективом и не способствует достижению поставленных целей и задач, и об этом можно говорить лишь тогда, когда при ее комплектовании соблюдаются как общеметодические (т.е. справедливые для любого учебного процесса), так и частнодидактические (т.е. адекватные конкретным целям и задачам обучения) принципы.

В данной работе мы попытаемся проанализировать, как эти принципы соблюдаются, и на что следует обратить внимание, когда потенциальный слушатель принимает решение записаться в группу по изучения английского языка.

Первое. Цели и задачи обучения. Иными словами, для каких целей изучается английский язык: для устройства на работу в иностранную компанию, обучения за рубежом, эмиграции, поступления в вуз или для каких-либо иных целей. В зависимости от этого меняются методические приоритеты (например, либо упор делается на грамматику, либо на разговорную практику), используются разные учебные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения.

Второе. Возрастной и целевой состав членов группы. Дело в том, что качественный учебный процесс предполагает учет не только методических и лингвистических аспектов, но и психолого-педагогических особенностей слушателей. Как известно, каждый человек – это, прежде всего, личность с  присущим ей набором особенностей, черт характера, предпочтений. Эти особенности также в немалой степени зависят и от возраста, уровня образования и социальной принадлежности. Недостаточный учет данных особенностей может привести к взаимному недопониманию внутри коллектива и даже к конфликтным ситуациям, что не только не способствует эффективности учебного процесса, но и вызывает психологическую реакцию протеста и негативного отношения к изучаемому предмету (в данном случае, к английскому языку). Для того, чтобы избежать этого, необходимо, чтобы группа формировалась из лиц с одинаковыми потребностями в обучении (т.е. чтобы группа, в которой изучается английский язык, являлась фокусной), а также, желательно, чтобы входящие в нее люди чувствовали себя свободно, комфортно, и при этом отсутствовало чувство превосходства одних членов над другими. Это поможет снять психологический барьер при выполнении заданий, связанных с речевой практикой (ведь любому педагогу известно, что многие слушатели, особенно взрослые, чувствуют неловко при необходимости говорить по-английски).

Третье (и самое главное): для того, чтобы качественно изучать английский язык, группа должна формироваться с учетом уровня сформированных языковых навыков и умений. Классическая международная система оценки владения английским языком предусматривает шесть уровней: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate, Advanced, Mastery. При этом последний уровень предполагает владение английским языком в совершенстве. Очевидно, что таким уровнем может похвастаться далеко не каждый наш соотечественник, пусть и хорошо владеющий языком. Однако каждый из этих уровней, кроме последнего, может быть усовершенствован путем правильного выбора методической технологии. Именно это должно стать ключевым фактором при формировании учебных групп. В этой связи уместно подчеркнуть, что для качественного и объективного определения уровня владения английским языком необходимо проводить вводное тестирование, которое затрагивает все аспекты языковых навыков и умений: аудирование, чтение, лексико-грамматическую компетенцию, способность к ведению беседы и владение письменной речью. Недостаточный учет уровня владения языком слушателей резко снижает эффективность занятий, поскольку некоторые члены группы могут не понять учебный процесс, и, как следствие, не овладеть необходимыми коммуникативными навыками.

Как правило, количество участников группы бывает четным и не превышает 12 человек. Это, во-первых, дает возможность работы парами и, во-вторых, предоставляет преподавателю больше возможностей личного общения со слушателями, ответа на их вопросы и контроля полученных знаний.

Однако, в то же время, не следует забывать, что эффективность групповых занятий также зависит  от приложенных усилий со стороны слушателей. Методическая наука свидетельствует о том, что только одних занятий, пусть даже и поставленных на весьма высоком уровне, недостаточно для того, чтобы хорошо овладеть английским языком: для этого необходима и дополнительная самоподготовка, и усиление позиции личной речевой практики вне занятий, а не только во время них.

Фото: abroadlanguages.com

Мы принимаем