обучаем английскому с 1998 года

Английский язык: говорение

Английский язык говорениеОдной из основных задач изучения английского языка является формирование способности вести на нем беседу, т.е., говорить. Из всех прочих языковых навыков и умений это является одним из ключевых, поскольку в повседневной жизни чаще всего встречаются ситуации, где необходимо ответить на вопрос собеседника, обратиться с вопросом самому, поддержать разговор и активно в нем поучаствовать. Хотя, конечно, существует множество ситуаций, когда необходимо понять текст, который мы слышим, перевести написанное, составить и отослать письмо за рубеж, и все же эти ситуации не являются приоритетными (если, конечно, Вы – не переводчик, и это не является частью Вашей профессии). Наша жизнь тесно и неразрывно вязана с живой речью, прежде всего устной.

Поэтому одной из основных целей и задач обучающих курсов вне зависимости от формы проведения занятий является формирование вторичной языковой личности, т.е. возможности изъясняться, это – длительный процесс, требующий затрат как со стороны педагога, так и со стороны изучающего английский язык говорение на котором будет лишь результатом приложенных усилий. Для преподавателя здесь важным является выбор адекватных средств и методов обучения, дидактического материала, аудио и видеоматериалов, а для обучающегося – постоянное самостоятельное развитие полученных навыков и умений путем собственной речевой практики, постоянного соприкосновения с английским языком в той форме, в которой он имеет хождение за рубежом. Например, с помощью прослушивания выпусков новостей или радиопередач на английском языке.

Однако общим здесь является положение, согласно которому построение полноценного речевого высказывания не представляется возможным без надлежаще сформированной лексико-грамматической компетенции, т.е. представления о законах грамматики современного английского языка, строении предложения, видов предложений по цели высказывания и фонетических навыках (как мы все знаем, английское произношение звуков и, следовательно, слов, весьма отличается от привычного нам русского). Поэтому сначала необходимо получить два ответа на вопросы:

  1. Изучали ли Вы ранее английский язык, если да – то как давно, где, по какой программе и каков Ваш уровень владения языком?
  2. Для каких именно целей Вам необходимо изучение английского языка?

В зависимости от указанного выше, и программа обучения, и методические средства будут отличаться. Так, например, если Вы приступили к изучению английского языка впервые, то необходимо в первую очередь сформировать полноценные представления о природе английского предложения, фонетики и орфоэпии, познакомить учащегося со знаменательными и служебными частями речи и, конечно же, сформировать начальный словарный запас (ведь вся наша речь состоит из слов). И затем уже, после формирования уровня владения языком не ниже Pre-Intermediate, можно сделать акцент на опережающем развитии именно разговорных навыков и умений, параллельно обогащая словарный запас и знакомя слушателей с новыми для них синтаксическими конструкциями. Массовый опыт показывает, что среди педагогов английского языка часто имеет место такая ошибка: для изучения предлагаются адаптированные тексты, стандартные речевые высказывания, содержащие только общераспространенные и довольно примитивные речевые конструкции, в то время как реальная речь носителей языка несоизмеримо богаче как в лексическом, так и в синтаксическом аспектах. Это касается, прежде всего, школьных учителей и преподавателей вузов, работающих со студентами неязыковых специальностей. Отчасти это можно объяснить тем, что ранее, до конца 80-х гг. ушедшего столетия, изучение английского и других иностранных языков во многом носило формальный характер и не преследовало, собственно, цель сформировать способность к общению на английском языке. Однако в настоящее время, поскольку английский язык следует уже считать не только иностранным, но и мировым языком, т.е. языком международного общения, то методические приоритеты и стратегии должны, безусловно, меняться.

Наблюдения отечественных и зарубежных методистов показывают, что достичь способностей к построению диалогических высказываний можно, если будут соблюдаться этапы обучения, с одной стороны, и речевые ситуации, предлагаемые к изучению и обсуждению на английском языке, будут максимально соответствовать повседневным реалиям, с другой. При этом, говоря об этапах обучения, отметим, что на первичных стадиях лучше заниматься индивидуально с отечественным педагогом, затем, в дальнейшем, на групповых занятиях, и уже затем, когда достигнуто владение языком на уровне не ниже среднего, можно заниматься с иностранными преподавателями-носителями языка. А касаясь вопроса о речевых ситуациях, отметим, что они должны быть максимально приближены к обыденным и повседневным, но при этом речь не должна быть бедной, и слушатель должен об этом знать: как и в русском языке, так и в английском недостаточно сформированный лексический запас, незнание существующих конструкций, тавтологические обороты свидетельствуют не только о недостаточном владении языком, но и о невысоком уровне культурного развития личности, т.е. производит на собеседника негативное впечатление.

Какими же могут быть темы для общения? Приведем некоторые из них:

  1. Greeting (приветствие).
  2. Meeting at the Airport (встреча иностранного гостя в аэропорту).
  3. Dinner at a Restaurant (обед в ресторане).
  4. Visiting a Doctor (визит к врачу).
  5. Places of Interest of Our City (Достопримечательности нашего города).
  6. Business Negotiations (Деловые переговоры) – на знакомую слушателю тематику.
  7. Visiting a Shop (Посещение магазина).

Данный список, конечно, не является исчерпывающим, но даже беседа на указанные выше темы под наблюдением педагога помогает усовершенствовать английский язык, превращая говорение на нем  в увлекательное и естественное речевое действие.

И, наконец, отметим, что современные компьютерные технологии также могут оказать позитивное влияние  на развитие способностей к общению на английском языке: всем нам знакомый Интернет, сети ICQ, Skype, Google Talk, MSN Messenger предоставляют возможность общаться практически со всем миром, начиная с соседнего офиса и кончая далекой Новой Зеландией. Это – прекрасная «питательная среда» для формирования и совершенствования уже достигнутых речевых умений. И, поверьте, современная практика знает немало примеров тому, как люди стали способны грамотно и ясно говорить на английском языке, используя, казалось бы, столь «отдаленные» и виртуальные технологии. При этом начальный уровень у них, конечно, имелся, но ключевую роль сыграла именно личная речевая практика.

Фото: gened.mtu.edu

Мы принимаем