обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Начальный курс английского языка

Начальный курс английского языкаИзучение английского языка – это последовательный и длительный процесс. Нельзя отрицать, что существуют современные высокоэффективные методики преподавания, с помощью которых можно повысить качество формирования языковых навыков и умений. Однако все эти концепции, средства и методы могут быть эффективными лишь тогда, когда учитываются два базовых принципа педагогики: принцип преемственности и принцип доступности. Первый из них предполагает знакомство с новым учебным материалом, который базируется на том, что было изучено ранее, а второй означает, что учебный процесс должен иметь новизну, но быть понятным для обучающегося. К сожалению, в настоящее время эти понятия нивелируются, а часто и вовсе не учитываются. Все чаще и чаще среди рекламных предложений по изучению английского языка можно встретить такие, как, например: «Английский язык с носителями языка», «Английский язык за десять дней», «Экспресс-курс английского языка методом 25-го кадра» и т.п. Однако давайте подумаем, а на чем основывается уверенность авторов подобной рекламы в эффективности предлагаемых услуг? В частности, «английский язык с носителями языка»: да, общение с теми людьми, для которых изучаемый язык является родным, оказывает положительное влияние на формирование гармонично развитой речевой компетенции, но возможно ли оно в принципе, если собеседник, изучающий английский язык, не владеет необходимым для этого словарным запасом и основами грамматики английского языка? Очевидно, что здесь обязательно возникнет языковой барьер, что не только не повлечет достижения цели обучения, но и сформирует разочарование и неуверенность в собственных способностях, что является негативным фактором в изучении любой дисциплины (не только английского языка).

Следовательно, изучать английский язык также необходимо по принципу «от простого – к сложному». Именно в свете этого принципа для тех, кто не изучал ранее английский язык и только собрался начать изучение, в лингводидактику было введено такое понятие, как «начальный курс английского языка». Этот курс предполагает знакомство слушателей с основами фонетики, орфографии, орфоэпии английского языка, первичными понятиями о структуре английского предложения, об особенностях повествовательных и вопросительных предложений и т.д. Впрочем, следует пояснить, что начальный курс английского языка – понятие многогранное: содержание подобных курсов также может быть различным в зависимости от того, кому оно адресовано: школьникам, студентам, людям, изучавшим ранее другой иностранный язык (например, немецкий), или же тем, чья профессиональная деятельность связана с наличием международных контактов и необходимостью владения английским языком на профессиональном уровне. В зависимости от этого методическое наполнение может быть различным. В свою очередь, начальный курс английского языка может быть рассчитан на поведение как индивидуальных, так и групповых занятий (хотя, на наш взгляд, оптимальным было бы изучать английский язык на первом этапе индивидуально, поскольку здесь необходима возможность постоянного и тесного взаимодействия с педагогом, получение ответов на интересующие вопросы, возникающие по ходу учебных занятий, – т.е. то, что не всегда возможно при групповом обучении). Однако ведущими отечественными и зарубежными учеными-методистами и лингвистами (см. работы Н.А. Акиньшиной, Е.И. Пассова, О.С. Ахмановой, И.А. Зимней, Louise Spessard и др.) был разработан перечень навыков и умений, которыми должны овладеть слушатели, изучая начальный курс английского языка. Среди них отметим следующие.

Данный перечень не является исчерпывающим, он охватывает лишь примерный объем тех языковых навыков и умений, которые должны быть приобретены слушателем в ходе изучения начального курса английского языка. Такие курсы могут включать в себя и технические средства обучения: например, видеофильмы, аудиодиски, компьютерное программное обеспечение. Так, например, д.ф.н., профессором В.Н. Базылевым в соавторстве с к.ф.н., доцентом М.Б. Раренко был разработан видеокурс английского языка, адресованный тем, кто его не изучал ранее. Цель такого курса – формирование начальной лексико-грамматической компетенции, получение возможности делать несложные устные и письменные высказывания и вести простые беседы в рамках бытового общения. Каждое занятие включает в себя такие компоненты, как начальные сведения по грамматике и упражнения для их первичного закрепления, поурочный словарь, снабженный примерами и дополненный словообразовательными моделями, микротексты и тексты монологического и диалогического характера, послетекстовые задания и письменные упражнения, предлагаемые в качестве домашнего задания.

Однако необходимо в заключение отметить, что начальный курс английского языка, как и всякий другой учебный процесс, предполагает применение усилий не только со стороны педагога или авторов программы, но и обучающегося. Даже самая передовая учебная программа может оказаться неэффективной, если сам слушатель не будет прилагать усилий к формированию собственных речевых умений. Поэтому здесь ключевым критерием должны являться готовность учащегося к сотрудничеству с преподавателем и самодисциплина в процессе овладения языком.

Фото: learningandloving.org

Мы принимаем