Где изучать английский язык? Со стороны этот вопрос может показаться элементарным, странным и даже неуместным. «Конечно же, в учебном заведении или индивидуально», – скажете Вы. И, возможно, ошибетесь. Точнее, даже не ошибетесь, а ответите крайне поверхностно. Дело в том, что изучение английского языка – это сложный и длительный процесс, построенный на стыке многих наук – лингвистики, педагогики, психологии и даже нейрофизиологии. Да, ведь иностранный язык – это информация, подаваемая в той или иной интерпретации, а за восприятие любой информации отвечает центральная нервная система, головной мозг, при этом каждый вид информации воспринимается по-разному. Именно в тесном взаимодействии с изучением процессов высшей нервной деятельности человека и развивалась другая, не менее многогранная область науки – психология. На основе психологических особенностей личности и коллектива развивалась общая педагогика и, наконец, исходя из законов лингвистики английского языка получила широкое развитие такая область научной мысли, как методика преподавания английского языка. Поэтому становится очевидным, что успешность изучения английского языка зависит от многих факторов, главными из которых являются цель и задачи обучения, психологические особенности обучающегося и общий уровень развития личности. И лишь поставив учебный процесс в соответствие со всеми принципами и закономерностями этих наук, можно говорить о его эффективности. Следовательно, и место изучения языка, и избранные методические технологии, и средства обучения играют здесь важную роль.
В современной педагогике существует такое понятие, как «фокусная группа». Иными словами, это – та или иная категория обучающихся, которой адресован учебный процесс. Например, одной фокусной группой могут являться школьники, другой – студенты, третьей – собирающиеся сдавать экзамены IELTS или TOEFL и т.д. Для каждой из этих групп необходимо применение той или иной методической модели, концепции, технологии. В свою очередь, внутри фокусных групп также могут существовать люди или группы людей, имеющих различные цели обучения. Например, среди студентов есть те, кто желает повысить уровень владения английским языком, а есть и те, кто собирается по окончании вуза продолжить научную работу за рубежом. Очевидно, что для каждой из этих групп необходимо использование разных методических концепций и средств обучения. Немаловажным также является вопрос выбора преподавателя. Для одной группы обучающихся идеальным преподавателем может быть педагог-репетитор с опытом проведения индивидуальных занятий, для другой – школьный учитель, а для иных категорий – носитель языка. Опыт работы преподавателя, его методические наработки, литература, которую он использует в работе, – все это тоже существенно влияет на эффективность и качество преподавания.
Место изучения языка также имеет значение: одним людям предпочтительнее (и необходимо) заниматься индивидуально, другим – в группе. Индивидуальные занятия, в свою очередь, могут проводиться на дому у ученика либо на дому у учителя (педагоги и психологи полагают, что последнее предпочтительнее для детей младшего школьного возраста – это увеличивает уровень дисциплины и собранности). Курсы тоже бывают разными: одни курсы обеспечивают подготовку к поступлению в вузы, другие – направлены на развитие грамматики, иные – обеспечивают подготовку к сдаче экзаменов TOEFL. Следовательно, далеко не праздным является вопрос: где изучать английский язык? И у кого.
В этой связи становится закономерным, что перед началом занятий потенциальному обучающемуся необходимо самому на свое усмотрение выбрать курсы, преподавателя и место проведения занятий, а со стороны педагога – провести собеседование со своим потенциальным учеником, выяснить, какие он преследует цели, изучал ли он ранее английский язык, где, когда по какой программе и определить, сможет ли он, исходя из полученных данных осуществлять обучение в необходимом русле. Следует помнить, что действительно опытный и настоящий преподаватель никогда не предложит «с порога» начать занятие: ведь он-то знает, что применительно к данному человеку оно может оказаться не только неэффективным, но и принести обратный эффект. Неправильный выбор средств обучения, несоблюдение общеметодических и частнодидактических принципов, неправильный отбор учебных текстов – все это лишь малая толика того, что может негативно повлиять на формирование необходимых навыков и умений.
Индивидуальное обучение – тоже вариант, но не универсальный: в настоящее время существует много учебных пособий, которые называются «Самоучитель английского языка». В принципе, название многообещающее, и само содержание, как правило, понятно и доступно потенциальному читателю. Однако такие известные лингвисты методисты, как О.А. Ахманова, О.С. Жукова, И.А. Зимняя, О.Н. Прохорова и др. справедливо полагают, что такой вариант не следует считать адекватным, поскольку здесь не учитывается целевая направленность изучения, с одной стороны, и отсутствует критическая сторонняя оценка сформированности навыков и умений, с другой, а все эти пособия построены на принципе «универсализма», что зачастую граничит со схоластикой и далеко от реальных ситуаций, с которыми сталкиваются различные фокусные группы обучаемых.
Тут выбор, как и было сказано выше, остается только за Вами, во всяком случае, до тех пор, пока преподаватель сам не опишет Вам свое видение вопроса. А как выбрать преподавателя? Это чем-то похоже на маркетинговое исследование: изучайте рекламные материалы, сведения, имеющиеся в Интернете, интересуйтесь отзывам Ваших знакомых, родственников, коллег (последнее даже более эффективно, поскольку это – те люди, которые не имеют материальной заинтересованности и плохого не посоветуют).
Фото: qahs.eq.edu.au