Владение английским языком в наше время – это не только осознанная жизненная необходимость, условие успешного построения профессиональной карьеры и интеграции в современное общество, но и один из показателей общекультурного развития личности. Следовательно, это в немалой степени касается и студентов. Формирование профессиональной компетенции предполагает, прежде всего, формирование развитой личности, способной к критическому мышлению, с высоким уровнем эрудиции и способной к совершенствованию. Это, пожалуй, всегда являлось неким эталоном, или первоосновой, такого общественного института, как университетское образование. А поскольку английский язык уже стал средством международной коммуникации (а не только одним из иностранных языков), то без полноценного владения им трудно говорить о формировании разносторонне развитой личности.
В принципе, преподавание английского языка и сейчас, и ранее (даже в советское время) осуществлялось в каждом вузе силами межфакультетских (или общеуниверситетских) кафедр иностранных языков. Однако, к сожалению, современные наблюдения и массовый педагогический опыт показывают, что такое обучение осуществляется во многом весьма формально, слабо учитывается (или не учитывается вовсе) профессиональная специализация студента, а также отсутствует объективный контроль сформированности соответствующих навыков и умений: формой отчетности по английскому языку являются два зачета (как правило, сдаваемые в период зимней экзаменационной сессии) и два экзамена (в летнюю сессию). Кроме того, методистами замечена низкая интенсивность проведения занятий, без учета индивидуального уровня владения языком, а также осуществляется только на первом и втором курсах в рамках общеобразовательной программы (если только речь не идет о лингвистическом вузе, где готовят переводчиков или преподавателей иностранных языков). Все это является факторами, снижающими эффективность учебного процесса. Так, например, одним из ведущих методических принципов является принцип учета ранее сформированных навыков и умений, а также цели и задачи обучения. А на первом курсе иногда даже не учитывается тот язык, который изучался в средней школе (например, до поступления в вуз изучался немецкий язык, а в вузе предлагается изучать английский и не «с нуля», как это необходимо в подобных случаях, а по учебным программам и пособиям, адресованных тем, кто владеет английским языком на уровне требований школьной программы 11 класса). Кроме того, нельзя не заметить, что обучение только на первом и втором курсе является недостаточным, а контроль навыков и умений должен охватывать все сферы применения языка: аудирование, грамматику, навыки чтения и понимания прочитанного, письменную речь и способность ее осуществлять, а также возможность диалога на английском языке. Все это во многих (даже известных и признанных) вузах нивелируется и зачастую сводится либо к тестированию, определяющего овладение элементарной грамматикой, либо к чтению простого адаптированного текста и его переводу (особенно такая форма применяется на экзаменах). Наблюдения показали, что не везде составляются экзаменационные билеты, а если они и имеются, то не являются комплексными, и сам экзамен (зачет) во многом приобретает формальный характер.
Это приводит к тому, что студенты по окончании вуза испытывают сложности с трудоустройством (т.к. не могут пройти тестирование либо собеседование на английском языке с работодателем) или с продолжением обучения (например, в аспирантуре, что предполагает сдачу кандидатского экзамена по английскому языку, одним из требований к которому является составление реферата на английском языке и работа с иностранной литературой), а также (для многих научных областей) публикацию результатов диссертационных исследований в зарубежных научных изданиях, известных своими строгими требованиями к рукописям присылаемых материалов в части их грамматической состоятельности.
Возникает невольный вопрос: а каким же образом можно помочь таким студентам? Ведь не секрет, что в силу причин, описанных выше, они испытывают трудности, уже обучаясь в вузе (не говоря уже о построении профессиональной карьеры в будущем). Ответ очевиден: необходимо изучать английский язык дополнительно, т.е. вне вуза. Каким именно образом? Тут все зависит, прежде всего, от уровня владения конкретного студента: либо с «нуля» индивидуально, либо посещая курсы английского языка для студентов, на которых осуществляется групповое обучение языку, вновь формируется или обновляется лексико-грамматическая компетенция, полученная за годы обучения в школе (но уже на более углубленном уровне, с описанием современных лексических средств разных стилей, синтаксических и фразеологических конструкций и т.п.), формируются умения работы с текстом, понимания и обсуждения увиденного, услышанного или прочитанного, ведения переписки и беседы разного содержания на английском языке.
Курсы английского языка для студентов могут быть и индивидуальными, путем организации выездных учебных занятий на дому у ученика или в учебном центре. При зачислении в группу, выборе преподавателя, средств и методов обучения, дидактических материалов обязательно проводится вводное тестирование, чтобы определить уровень владения студента английским языком на момент зачисления, анализируются его профессиональная специализация и его личные планы использования полученных языковых навыков и умений.
Как и при работе с иными фокусными группами, курсы английского языка для студентов обеспечивают подготовку исходя из уровней владения языком (например, Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate или Upper-Intermediate), а также обязательно учитывают такие общеметодические принципы, как принцип последовательности, принцип постепенности, принцип доступности и др.
Занятия на таких курсах могут осуществляться как отечественными, так и зарубежными педагогами (носителями языка), правда, методические исследования показывают, что работа с последними нежелательна на начальном уровне из-за возможности возникновения языкового барьера и, соответственно, снижения ценности учебного процесса. В настоящее время разработаны специальные учебные пособия по английскому языку, адресованные студентам и направленные на повышение уровня из языковой компетенции, а также на формирование начального уровня владения языком, если студент на момент начала занятий им не владеет. При этом отметим, что существуют весьма эффективные т.н. экспресс-технологии, которые способствуют развитию необходимых языковых навыков и умений в сжатые сроки. Говоря о содержании таких пособий, отметим, что они являются познавательными, ценными с культурологической и социальной очек зрения, знакомя студентов с жизнью стран, в которых распространен английский язык, а также с их будущей профессией и с работой ее представителей в других государствах.
Фото: innovation-kz.kz