Просматривая страницы СМИ с объявлениями вакансиями, невольно можно убедиться, что владение английским языком оказывается одним из основных требований при приеме на работу, причем даже на те вакансии, где ранее это и не требовалось (например, офис-менеджер). Это вполне объяснимо: во-первых, владение иностранными языками является весомым показателем общего уровня культурного развития личности. Помимо этого, наша страна в последнее время стала полноценным игроком на мировой арене, во всех областях науки и производства возрастает количество международных связей, которые развиваются на качественно новом уровне, в отличие от времен советского прошлого. В этой связи ведение полноценной деятельности практически в любой жизненной сфере невозможно без знания английского языка (уже не просто в качестве одного из иностранных, но как средства международного общения).
В немалой степени это касается и тех, кто собирается получить образование в одной из зарубежных стран или планирует там жить и работать. В этом случае владение английским языком является обязательным и основным условием, и его наличие проверяется на специальных международных экзаменах, программа и формат которых разработаны с участием ведущих зарубежных специалистов по преподаванию английского языка.
Однако иногда остается неясным: а что следует понимать под выражением «владение английским языком»? Это значит, что человек способен читать, понимать прочитанное или услышанное, писать и говорить на английском языке с учетом всех лингвистических требований. Иными совами, обладать всеми языковыми навыками. Однако, как известно, все в нашем мире относительно. Как бы там ни было, это – в любом случае язык не родной, а иностранный и, следовательно, отнюдь не многие могут о себе сказать, что они владеют английским языком так, как его носители. Это, скорее, исключение, чем правило. Однако в резюме, рассказывая о своих профессиональных навыках, часто в разделе знание языков указывается: «свободно», «разговорный», «читаю и перевожу со словарем». Т.е. речь идет о неких ступенях, по которым определяется истинное владение языком, иными словами, об уровнях владения.
В настоящее время параллельно существуют две системы, по которым определяется владение английским языком: отечественная и зарубежная. Согласно первой существуют такие уровни: «не владею», «читаю и перевожу со словарем», «разговорный уровень», «владею свободно», «владею в совершенстве». Эта система использовалась еще со времен бывшего СССР, и такие сведения указывались в официальных документах, например, в личных листках по учету кадров. Однако современными методистами эта система была подвергнута критике из-за ее слабой развернутости и неспособности отразить уровень знания английского языка более точно и объективно.
Зарубежная (точнее, международная) система, по которой определяется владение английским языком, включает в себя следующие уровни:
Данная система была первоначально разработана в США, однако впоследствии стала использоваться в странах Европы и затем – практически повсеместно. Так, например, во многих иностранных компаниях, работающих в России, соискателями вакансий предусмотрено заполнение анкет, содержащих пункт об уровне владения английским языком, основанный на данных критериях.
В принципе, большинство наших соотечественников не может полностью о себе сказать, что они «не владеют английским языком»: многие из представителей старшего поколения изучали его в школах и вузах, и первоначальные основы, конечно же, остались. Кроме того, английский язык вошел настолько прочно в нашу жизнь, что даже многие современные слова в русском языке стали подменяться англицизмами (например, менеджмент, ритейловая компания, холдинг). Это в особой степени облегчает изучение английского языка, поскольку неразрывно связано с сенсорными зрительными ассоциациями.
Вне всякого сомнения, качественное владение английским языком требует серьезного отношения и обучения, которое, в свете изложенного выше, чем-то похоже на лестницу, последней ступенью которой является владение в совершенстве. Все мы знаем, что в марафоне не все достигают финиша. То же самое можно сказать и о владении языком в совершенстве, что значит так, как носитель языка, и причем не любой, а весьма образованный. Для этого необходимо, как минимум, иметь богатую речевую практику, общаться в иноязычной языковой среде. Но, с другой стороны, а нужно ли это в обязательном порядке? Наверно, нет: ведь язык – это средство обмена мыслями, и то, что люди друг друга поняли, и общение состоялось – это значит, что язык выполнил свою функцию. А опыт приходит только со временем.
В настоящее время разработаны специальные программы, предусмотренные для индивидуального и группового изучения английского языка для разных уровней. Существуют различные учебные пособия, методические технологии и мультимедийные курсы английского языка, которые обеспечивают действительно качественное овладение языковыми навыками и умениями.
Следовательно, практически для всех желающих существует возможность повысить свой уровень владения английским языком.
Фото: englishtap.com