Решение начать изучать английский язык – это серьезный шаг в жизни. Ведь не секрет, что английский язык – это, прежде всего, язык иностранный, и многое зависит не только от желания человека, но и от того, как будет строиться обучение. Правильная организация учебного процесса, его последовательность и методическое обеспечение являются одними из ключевых факторов, ответственных за формирование прочных и качественных языковых навыков и умений. Это касается как детей, так и взрослых, которые только собираются начать изучение английского языка.
Как и в любом деле, здесь важную роль играет начало. Любой иностранный язык можно сравнить с неким океаном, где все незнакомо и кажется опасным. Сразу встает вопрос: где нырнуть? Как войти в воду так, чтобы не получить травму и при этом научиться плавать? Где даже найти то течение, которое может привести действительно к познанию всех языковых премудростей?
Так с чего же начать? Ответ довольно прост: универсального «рецепта» для каждого не существует, нужно начинать по принципу «кому что подходит». Методик и средств обучения очень много, как отечественных, так и иностранных, и многие из них адресованы тем, кто ранее не изучал английский язык и принял решение начать это с «нуля». Многое здесь зависит и от психологических особенностей того или иного человека, и от цели обучения. Поэтому сначала, на наш взгляд, необходима консультация-беседа с опытным преподавателем английского языка, который, основываясь на своем личном педагогическом опыте, сможет подобрать для Вас оптимальную стратегию обучения и рассказать, какими для Вас будут начальные уроки английского языка.
По мнению большинства методистов (О.Н. Прохоровой, Е.И. Пассова, С.И. Стацевич, И.А. Зимней и др.), начальные уроки английского языка должны носить индивидуальный характер. Это объясняется тем, что при групповом обучении учащийся не всегда имеет возможность задать преподавателю все вопросы, которые неизбежно возникнут на первом этапе: они касаются и особенностей строения предложения, и употребления служебных частей речи, и фонетических особенностей речи, и других лингвистических аспектов. Кроме того, достоверно установлено, что начальные уроки английского языка (равно как и любого другого) у многих вызывают психологический дискомфорт перед аудиторией и страх перед возможными ошибками. Это влечет за собой стресс и препятствует формированию языковых умений, а учебный материал запоминается намного хуже. В этом случае оптимальным вариантом является организация индивидуальных занятий с репетитором, имеющим опыт преподавания английского языка на начальном этапе. Кроме того, нельзя не отметить, что зачастую при организации курсов английского языка недостаточно учитывается уровень владения языком на момент зачисления, что само по себе является грубой методической ошибкой.
Итак, какими же должны быть начальные уроки английского языка?
Из чего он должны состоять? Прежде всего, со знакомства с особенностями английской монологической и диалогической устной и письменной речи. Следовательно, на таких занятиях должно произойти знакомство с элементарными диалогами на английском языке: на тему приветствия, возраста, рода занятий, правил завершения беседы. При этом учащиеся на практике увидят, как применяется то или иное правило, действуют закономерности грамматики английского языка в реальной речи.
Кроме того, немаловажным аспектом является знакомство учащихся с самими грамматическими правилами. Правда, их объяснение должно быть понятным, без лишней терминологии, последовательным. Объяснение должно иллюстрироваться примерами. Правила рекомендуется записать в рабочую тетрадь, поскольку процесс запоминания лучше идет тогда, когда человек пишет: в это время у него формируются сенсорные мыслительные ассоциации, связанные с процессом письма, и на их основе и запоминается этот материал.
Любое объяснение правила должно подкрепляться примерами, причем примеры должны быть продемонстрированы учителем и в устной, и в письменной форме.
Начальные уроки английского языка также обеспечивают знакомство с английскими числительными, способом образования количественных и порядковых числительных, с элементарными особенностями других знаменательных частей речи: существительных, глаголов, прилагательных, местоимений. Учащиеся познакомятся с личными и притяжательными местоимениями, принципами употребления артиклей, начальной формой глагола и элементарными категориями времени. Кроме того, им будет предоставлена возможность знакомства с международными словами, которые были заимствованы из английского языка и прижились во многих других языках, в том числе и в русском, например, «аэропорт», «телевидение», «монитор», «операция».
Практика показывает, что подобные занятия лучше всего проводить по принципу «от простого к сложному», и их ход не должен быть «занудным», – здесь важна и манера общения, и доброжелательный настой самого педагога, а также его собственная эрудиция. Еще одним моментом является психологическая особенность восприятия чужой речи при ее непрерывной подаче: психологами доказано, что она хорошо воспринимается только в течение первых десяти минут с ее начала, а затем внимание притупляется. Поэтому необходимы паузы и смена речевой тематики, а также чередование видов учебной деятельности. На первых порах характерна повышенная утомляемость и страх перед возможностью «не понять материал» или остаться непонятым. В этой связи отметим, что начальные уроки английского языка не должны быть чрезмерно продолжительными по времени. Их оптимальная продолжительность – не более 60 минут.
И, наконец, следует напомнить, что, согласно всем известной поговорке, «под лежачий камень вода не течет», изучение английского языка предполагает определенные усилия со стороны изучающего. Тут можно сказать одно: «Учитесь!», именно учитесь, на данной стадии опыт приобретается именно путем проб и ошибок. Запоминайте новые слова, тренируйтесь в плане изучения грамматики, старайтесь понимать и переводить информацию на английском языке, которая Вас окружает. И, поверьте, в таком случае достичь успех вполне возможно.
Фото: free-ebooks-books-download.blogspot.com