обучаем английскому с 1998 года

Английский язык индивидуально

Английский язык индивидуальноИзучение английского языка уже давно трансформировалось из сумбурного школьного предмета в насущную необходимость. Это продиктовано тем, что наша страна с падением пресловутого «железного занавеса», наконец, стала полноценным игроком на мировой арене, стали углубляться международные связи, а это повлекло за собой увеличение требований работодателей к уровню образованности потенциальных сотрудников компаний, к их общей культуре, одним из элементов которой, без сомнения, является владение английским языком как средством международного общения. Следует отдать должное, отечественная образовательная система это восприняла адекватно и приняла действенные меры по усилению роли английского языка в современном учебном процессе: появляется множество учебных пособий даже с использованием информационных технологий, ведутся научные исследования в области методики преподавания английского языка, отечественные специалисты широко обращаются к опыту своих зарубежных коллег, в частности, сотрудничая с таким известным и лидирующим издательством учебной литературы, как Oxford University Press.

Многие методисты склоняются к мнению, что английский язык следует изучать в мини группе (в школе, в вузе, на курсах), объясняя это тем, что современная методика преподавания предполагает множество форм и методов работы, доступных только при групповом обучении. Однако практика показывает, что это не всегда так. Это зависит от двух составляющих: уровня владения английским языком на момент начала занятий, с одной стороны, и психологических особенностей обучающегося, с другой. Существует немало методических ситуаций, которые требуют изучать английский язык индивидуально. Более того, в настоящий момент создано немало обучающих технологий и учебных пособий, рассчитанных именно на индивидуальное изучение языка.

Так, например, нередки случаи, когда потенциальный учащийся испытывает страх перед аудиторией, а также перед возможностью совершить речевые ошибки и быть неправильно понятым, что влечет чувство неловкости, растерянности и, естественно, стресса. Это, по мнению таких известных педагогов и психологов, как Р.М. Фрумкина, Е.И. Пассов, О.Н. Прохорова, И.Н. Зайдман и др., является непреложным основанием к организации индивидуального обучения.

Другой ситуацией, которая требует изучать английский язык индивидуально, является отсутствие владения английским языком на момент начала обучения, т.е., иными словами, ситуация, когда человек начинает изучать английский язык с нуля. Здесь особенно важно наличие полноценного доступа к информации, возможность получения консультации по всем возникших вопросам ведь это – совершенно чужой язык, и далеко не все понятно с первого раза. А на групповых занятиях такое тесное взаимодействие преподавателя и слушателей не всегда возможно в силу большого количества слушателей и ограниченности во времени.

В подобных случаях решение очевидно: необходимо обратиться к репетитору. Однако репетитор репетитору рознь, и необходимо правильно определиться как с выбором педагога, так и с методической системой, по которой планируется обучение.

Это зависит, прежде всего, от цели обучения. Иными словами, от того, зачем Вам нужен английский язык: желаете ли Вы устроиться на работу в иностранную компанию, хотите ли поступить в вуз, сдав вступительный экзамен, или же хотите помочь своим детям повысить успеваемость по этому предмету в школе. Каждая из этих целей требует применения разных методических средств и выбора разных специалистов. Доподлинно известно и очевидно, что просто иметь специальность «преподаватель английского языка» и даже работать в учебном заведении – недостаточно ля того, чтобы проводимые занятия стали эффективными. Для этого, прежде всего, необходимо наличие практического опыта работы с данной категорией слушателей и знание тех проблем, которые в данном конкретном случае приходится решать. Так, например, если ребенок в школе плохо справляется с чтением и переводом, необходимо правильно выбрать учебные тексты, знать, по какой программе ведется преподавание в школе, а также какие еще учебные программы и пособия существуют помимо той, которая используется в школе. Кроме того, нужно знать существующий объем требований к формированию языковых навыков и умений в каждом конкретном классе, и, исходя из этого, выбирать объем новой лексики для изучения, учебные тексты и адекватные упражнения для работы на уроке и в качестве домашнего задания. И, наконец, необходимо знать психологию данного возраста, что знакомо, опять же, только учителю, который систематически работает с такими детьми и хорошо знает их возрастные и психологические особенности. Отсюда вывод один: в таком случае необходимо обращение к школьному учителю, который в данный момент работает в школе. Обращение к вузовскому преподавателю здесь – не лучший вариант, поскольку он работает с другой возрастной группой, а занятия проходят по совершенно другим программам и с использованием совсем иных технологий, отличных от тех, что применяются в школе.

Рассмотрим другой пример: Вы уже владеете английским языком, и Вам необходимо выехать за рубеж на постоянное место жительства, при этом пройти собеседование в посольстве страны, в которую Вы собираетесь, а также сдать международный экзамен IELTS. В то же время Вы испытываете психологическое чувство неловкости перед аудиторией и хотите изучать английский язык индивидуально. Здесь, напротив, необходимо обращаться не к школьному учителю английского языка, а к тому специалисту, который имеет опыт работы с подобной категорией слушателей и знает все лингвистические тонкости проведения собеседований в посольствах и консульствах, а также формат экзамена IELTS и требования к нему. На последующих этапах целесообразно обратиться к носителям языка, которые тоже проводят индивидуальные занятия на базе учебных заведений или иностранных образовательных центров, например, одни из таких центров является Британский Совет.

Из чего состоит индивидуальное занятие по английскому языку? Занятия, как и педагоги, тоже неодинаковы  по своему содержанию, и по технике их проведения. Это зависит и от методики (например, или это классическая методика, или коммуникативная, или эмоционально-смысловая), и от целей обучения, и от возраста слушателя. Занятия могут проводиться в учебных центрах или быть выездными (на дому или работе у слушателя). Часто занятия начинаются с проверки уровня овладения новой лексикой, особенно в случае применения классической методики. Мы находим данный компонент урока важным  необходимым, поскольку вся наша речь, даже независимо от того, на каком языке она произносится или пишется, состоит из слов.

Индивидуальное занятие не ограничивается сроком: оно может проводиться и в течение одного академического, или астрономического часа, а также и более того. Все зависит от той или иной методической ситуации. Однако, на наш взгляд, для достижения всех поставленных целей и задач обучения одного академического часа (45 минут) недостаточно: ведь необходимо не только проверить уровень сформированности языковых навыков и умений, но и объяснить новый материал, проработать новые лексические единицы, предоставить возможность попрактиковаться в грамматике путем тех или иных упражнений и заданий.

В лингводидактическом учебном процессе имеет место некая диахрония: обучение состоит из работы с преподавателем (в ходе урока) и самостоятельной работы (домашнего задания). Это, на наш взгляд, вполне оправданно, поскольку для закрепления изученного на занятии необходима самостоятельная работа с данным материалом в другое время (часто по истечении какого-то периода после занятия, а не сразу по его окончании; такая точка зрения разделяется такими учеными, как О.Н. Прозорова, И.Н. Рафикова, С.Н. Цейтлин). Поэтому необходимо готовиться к каждому занятию заранее, а, по нашему убеждению, к новой лексике необходимо возвращаться ежедневно даже в те дни, когда занятие не планируется, поскольку в противном случае существует возможность забыть новые изученные слова.

В заключение хотелось бы отметить, что изучать английский язык индивидуально – это, прежде всего, готовность учащегося к приложению определенных усилий с тем, чтобы проводимые занятия оказались по-настоящему эффективными. Возможные ошибки, исправления, недочеты не должны Вас пугать: это – вполне нормальное явление: ведь перед Вами – именно иностранный язык. Если даже в родном языке многие часто допускают речевые небрежности и ошибки, то нужно ли говорить, что это тем более касается языка иностранного в процессе его изучения? Однако, если Вы будете активно работать над собой и взаимодействовать с преподавателем, в скором времени Вы поймете, что освоить язык на качественно высоком уровне – вполне возможно.

Фото: bigcardealer.com

Мы принимаем