«Учите английский язык!» – эта, наверно, уже довольно избитая и банальная фраза-призыв, становится лейтмотивом нашего времени. К такому призыву, конечно, можно относиться по-разному, однако это не отрицает тот очевидный факт, что английский язык постепенно становится языком мирового масштаба, средством общения между представителями всех семи континентов земного шара. Без такого общения теперь невозможно вести полноценную деловую, научную или политическую деятельность. Более того, каждый из нас осознает роль компьютерных технологий в современном обществе, но не каждый знает, что свыше 75% программного обеспечения выпускается на английском языке.
Поэтому бессмысленно отрицать необходимость изучения английского языка или даже просто отношение к нему как к одному из иностранных.
И, следует отдать должное, в нашей стране это осознали на высоком уровне, и государство делает немало для того, чтобы наши соотечественники овладели английским языком: было пересмотрено отношение к роли и месту английского языка в системе среднего образования, выпущены многочисленные учебники и учебные пособия, а советские педагоги стали активно обращаться к методическим наработкам своих зарубежных коллег.
В немалой степени это коснулось и обучения английскому языку взрослых: учить английский язык стали практически на всех факультетах вузов, а также были организованы многочисленные языковые курсы и школы для взрослых, в том числе в сотрудничестве с иностранными педагогами и методистами. Немалая заслуга в этом принадлежит таким организациям, как Британский Совет, Корпус Мира, Посольство Соединенных Штатов Америки в России. Однако следует отметить, что учить английский язык – это многогранный, длительный и серьезный процесс, требующий осознанного отношения его необходимости, а также определенных и твердых усилий со стороны того, кто язык изучает. Конечно, это не значит, что следует вернуться к отжившим свое схемам советского времени с нудной зубрежкой и однообразными упражнениями в учебнике (как раз это подвергается жесткой критике со стороны самих методистов и в нашей стране, и за рубежом), но любое изучение иностранного языка – это процесс двусторонний, предполагающий взаимодействие и учителя, и учащегося.
Читатель вправе задать резонный вопрос: а что, собственно, значит «Учите английский язык применительно к настоящему времени? Точнее, каков оптимальный путь достижения действенных результатов? Здесь, прежде всего, необходимо определиться: какова конечная цель обучения, и каков уровень владения английским языком (если таковой имеется) у потенциального учащегося? В то же время, хотелось бы опровергнуть расхожий миф, существовавший примерно до конца 80-х гг. ушедшего столетия, о том, что, якобы, после тридцати лет изучать иностранный язык невозможно. Нет, это – совсем не так: проведенные научные исследования показали, что это действительно возможно даже в более позднем возрасте. Поэтому, даже если у Вас нет базы, необходимо сначала получить элементарные представления о природе английского предложения, законах грамматики и получить первичный словарный запас. Вслед за такими известными методистами, как О.Н. Прохорова, Е.И. Пассов, С.И. Стацевич, считаем, что это лучше всего сделать в ходе индивидуальных занятий, проводимых репетитором. Впоследствии возможно посещение групповых занятий на курсах – сначала с отечественными, а затем и с зарубежными преподавателями (носителями языка). Обучение на курсах возможно с применением самых разнообразных методик: от классической до коммуникативно-смысловой, и то время, когда мы учим английский язык, может стать не только полезным, но и приятным времяпровождением.
Современные методические концепции преподавания английского языка выделяют несколько уровней владения языком, в частности, начальный, элементарный, ниже среднего, средний, выше среднего, уровень свободного владения. Каждый из этих уровней предполагает наличие критериев, согласно которым владение конкретного человека английским языком можно отнести к одному из них. Это касается всех разделов языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии частей речи и синтаксиса. Кроме того, в изучении английского языка особое место занимает способность понимать прочитанное и вести беседу. Практика показывает, что на достижение каждого из уровней в среднем уходит от двух месяцев до полугода, в зависимости от интенсивности занятий, избранной методики и методической технологии, учебного пособия и, конечно же, активности со стороны изучающего язык.
Однако было бы ошибкой полагать, что английский язык – это некий «неприступный форпост»: нет, современная педагогическая практика знает немало примеров тому, когда даже люди в уже немолодом возрасте, ранее никогда не изучавшие английский язык, овладевают им в полной мере, достаточной для ведения устного и письменного общения.
Бесспорно, только одних занятий как таковых явно недостаточно. Поэтому необходимо, помимо их посещения и выполнения инструкций преподавателя, также проявлять активность и в промежутках между ними: например, работа со словарем, прослушивание англоязычных телеканалов, чтение иностранной литературы. И, поверьте, спустя непродолжительное время Вы и сами убедитесь, что свободно заговорить по-английски – это вполне реально. Учите английский язык!
Фото: education.net.au