В эпоху все возрастающих тенденций к мировой глобализации, к увеличению и укреплению международных связей становится очевидным, что знание английского языка как средства международного общения является неизменным условием успеха практически во всех сферах деятельности. Здесь даже следует поставить вопрос в другом ракурсе: английский язык следует рассматривать не просто как один из иностранных (т.е. языка той или иной страны или небольшой группы стран), но именно в качестве языка деловой коммуникации.
Не секрет, что на отечественном рынке труда работодатели предъявляют все более строгие и высокие требования к соискателям вакансий: теперь в большинстве случаев уже необходимо не только наличие высшего образования, но и знание английского языка, причем на таком уровне, который позволяет свободно общаться как в устной, так и в письменной форме.
В принципе, это требование – вполне логично и адекватно: ведь практически каждая коммерческая компания или организация всегда сталкивается с ситуациями, где знание английского языка необходимо: это и общение с иностранными партнерами, поставщиками, клиентами, и перевод служебной переписки, а также (что еще более распространено и является необходимым) использование современных компьютерных технологий и программного обеспечения, львиная доля которого производится на английском языке.
И, наконец, знание английского языка всегда рассматривается как дополнительный и весомый показатель общей эрудиции: всегда считалось, что по-настоящему образованный и современный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. Для примера приведем опыт скандинавских стран – Швеции, Норвегии и Дани, где практически каждый житель владеет английским языком, и его изучение является обязательным на законодательном уровне в качестве языка международной коммуникации.
Однако возникает вопрос: а каким же образом лучше поступить, чтобы действительно овладеть английским языком на достаточном уровне? Тут следует выделить два ключевых фактора: первый – какова цель изучения языка, и второй – наличие и уровень владения языком, который уже имеется у Вас. От этого зависит выбор формы и методов обучения, его продолжительность, применяемая методика и учебная литература. Так, например, для поступления в вуз необходима одна методическая технология, а для повышения способности к разговорной речи – другая. В первом случае акцент делается на теоретическую составляющую, и обучение проводится в комплексе (занятие должно включать основы всех аспектов владения английским языком: аудирование, чтение, грамматику, письмо и разговорную практику), а во втором – на формирование и развитие навыков и умений устной речевой коммуникации.
Тем не менее, на наш взгляд, в последнем случае речь должна идти все же именно об акценте, а не об освоении одного блока навыков и умений в ущерб другим. Большинство методистов и лингвистов (О.Н. Прохорова, С.Н. Цейтлин, С.И. Стацевич) полагают, что обучение английскому языку должно быть комплексным: ведь речь, пусть даже правильно сформированная и доведенная до уровня свободного общения, должна быть грамотной и отвечать орфографическим, орфоэпическим и стилистическим требованиям современного английского языка (как, впрочем, и речь на родном языке тоже). Поэтому оптимальным будет такой вариант: сначала пройти в одном из лингвистических центров, оказывающих образовательные услуги, пробное тестирование, чтобы определить уровень владения английским языком, а затем, исходя из полученных результатов и целей обучения, выбрать соответствующие форму и методы. В одних случаях речь может идти об обращении к репетитору, в других – об обучении на курсах, а иногда возможно и самостоятельное изучение английского языка (правда, последнее относится лишь к тем, кто уже овладел достаточной грамматической и лексической базой и хочет лишь повысить свой уровень владения английским языком).
В то же время перед тем, кто собрался изучать английский язык, неизбежно встает непростой выбор: а к какому репетитору все же лучше обратиться с тем, чтобы действительно получить прочное знание английского языка? Ведь и репетиторов, и курсов, и учебных программ очень много. И все их объединяют очень похожие друг на друга рекламные призывы и приглашения, обещающие стопроцентное и (часто) весьма быстрое умение свободно общаться на английском языке. Но соответствуют ли подобные рекламные материалы действительности? Однозначно сложно дать ответ на этот вопрос: к сожалению, имеют место прецеденты, когда учебный центр при постановке занятий совершает грубые ошибки, ведущие к обратному эффекту. Причина тому – недостаточно квалифицированный педагогический персонал, отсутствие методических наработок, ошибки в выборе учебной литературы и в ходе урока. А говоря о тех занятиях, которые проводятся в средних школах в рамках программы обязательного среднего образования, то с сожалением приходится констатировать, что уровень развития речевых навыков и знаний английского языка в целом очень часто оставляет далеко желать лучшего.
Именно поэтому на первом плане должно иметь место критическое отношение к анонсируемым рекламным предложениям. Ведь это – лишь одно из проявлений современной рыночной экономики, главным лейтмотивом которой является желание «продавца» продать свой «товар» быстрее и подороже, и часто в погоне за прибылью истинная ценность предлагаемых услуг оттесняется на второй план. В то же время другое фундаментальное положение психологии рыночных отношений гласит, что хороший товар не нуждается в рекламе. И действительно, на рынке образовательных услуг уже сформировалась определенная группа компаний, положительно себя зарекомендовавших и дающих действительно глубокое знание английского языка, – такие учебные центры испытывают наплыв потенциальных учащихся, при этом неся минимальные расходы на рекламу: недаром говорят, что земля слухами полнится. Посмотрите в Интернете на различных форумах отзывы о репетиторе (курсах), литературе, методике, которыми Вы планируете воспользоваться, а также поинтересуйтесь у Ваших родных, друзей, сослуживцев или просто людей, которые хорошо разбираются в данном вопросе: в таком случае намного выше возможность получить объективную и правдивую информацию, чтобы сделать верный выбор.
И, наконец, следует твердо отметить, что в такой сфере, как изучение английского языка, чудес не бывает: бывают только результаты приложенных Вами усилий. Причем, заметьте, именно Вами: любой учебный процесс – процесс двойственный и предполагает усилия не только со стороны учителя, но и со стороны того, кто обучается. Поэтому необходимо быть готовым к работе над собой, тренировкам языковых способностей, а также неукоснительному выполнению рекомендаций преподавателя и всех предлагаемых им заданий. Ведь, учитывая тот факт, что мы живем не в англоязычной среде, единственным временем, для многих из нас занятие по английскому языку и подготовка к нему являются единственной возможностью языковой практики на английском языке.
Тем не менее, не следует полагать, что качественное овладение английским языком возможно только в «результате нечеловеческого труда»: вовсе нет. Современные учебные пособия и формы проведения занятий могут сделать для Вас изучение английского языка не только результативным, но и занимательным и интересным.
Фото: tucsoncitizen.com