обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Учитель английского языка

Учитель английского языкаИзучение любого иностранного языка, в том числе и английского, можно сравнить с путешествием в неведомую страну: ведь человеку, начинающему изучать английский язык, неведомо практически все – и слова, и их звучание, и состав предложения, Ито, из чего эти предложения состоят. Это неудивительно: ведь мы живем в стране, для жителей которой этот язык не является родным, хотя и стал в последнее время языком международного общения.

И, как и в любом путешествии в пока неведомые места, здесь нужен опытный гид, которому не понаслышке знакомые все местные «обычаи», традиции и «подводные камни». Безусловно, таким гидом является учитель английского языка.

При слове «учитель» у многих из нас возникает невольная ассоциация то со строгой Мэри Поппинс, то с уже хрестоматийной героиней анекдотов про непоседливого Вовочку Марьей Ивановной. Однако давайте подумаем: а какова основная цель деятельности учителя английского языка? Правильно, помочь человеку освоить английский язык. А многие желающие начать изучать его так и заявляют: «Хотим говорить, как носители языка». Хотя, конечно, очевидным является то, что изучение языка, тем более на столь высоком уровне, это процесс длительного времени и упорного труда, массовый педагогический опыт показывает, что правильный выбор учителя и методики преподавания оказывает существенное влияние на процесс формирования необходимых навыков и умений. При этом невольно возникает вопрос: а как же правильно выбрать учителя английского языка? Кого пригласить на эту роль? Ведь современный рынок образовательных услуг очень богат такого рода предложениями: тут и частнопрактикующие репетиторы, и образовательные центры, и разного рода курсы, и, конечно же, ряд государственных школ и гимназий с углубленным изучением английского языка.

В принципе, универсального рецепта в выборе учителя английского языка быть не может, потому что это зависит от многих составляющих:

- возраст обучающегося (ребенок или взрослый, школьник или студент, если школьник – то в каком классе он учится);

-  уровень владения английским языком;

- цель обучения (для каждой целее оптимальны разные методические средства, например, для подготовки к вступительному экзамену – одни, а для повышения уровня владения деловым английским – другие);

- личные психологические качества.

Тем не менее, применительно ко всем перечисленным выше аспектам следует отметить необходимость наличия практического опыта работы с данной фокусной группой учащихся. Так, например, для занятий со школьниками идеальным вариантом будет являться школьный учитель английского языка, причем такой, который преподает в тех же классах, что и потенциальный ученик и, следовательно, по своему опыту работы владеет учебной программой и требованиями к соответствующим навыкам и умениям. А для подготовки к сдаче международных экзаменов IELTS или TOEFL лучше обратиться к специалисту, который сам принимал или сдавал такие экзамены и имеет соответствующей языковой подготовки учащихся.

В любом учебном процессе важным является учет психологических особенностей учащегося. В принципе, у каждого из нас они – свои, однако лишь совместимость учителя и учащегося и установление между ними доверительного психологического контакта является залогом успешной учебной деятельности. В то же время учитель английского языка должен обязательно обладать авторитетом и сохранять дистанцию между собой и учеником: последний должен знать, что учитель – это тот, кто знает больше, кто уже знает английский язык, и к мнению которого необходимо прислушиваться.

Тем не менее, это не означает, что урок английского языка должен превращаться в муштру и «принудиловку»: учебный процесс – это процесс творческий. Одним из предметов критики советской образовательной системы со стороны зарубежных педагогов являлось отсутствие творческого начала в учебном процессе и нивелирование такого понятия, как «личность учащегося»: практически всегда в ходе уроков английского языка (и не только) подавлялись и даже наказывались индивидуальные особенности ученика, считалось неким «табу» быть «не таким, как все». При этом как такового алгоритма, каким нужно быть «как все», не существовало. Да и ход урока английского языка оставлял во многом желать лучшего: муторная зубрежка новых слов, чтение малоинтересных (да к тому же и идеологически окрашенных текстов), окрики учителя у доски – именно в этом и есть одна из причин того, что многие наши соотечественники не знают английский язык, а зачастую и не хотят его изучать, потому что это ассоциируется у них на психологическом уровне с негативным собственным опытом, имевшем место в школьные годы.

Вне сомнения, нельзя отрицать, что изучение новой лексики является одним из необходимых и обязательных условий овладения английским языком, однако и к этому можно подойти творчески, например, выбрав интересную и занимательную форму работы, учебное пособие с содержательными текстами, представляющими интерес для ученика. И, наконец, важен такой момент, как положительное отношение педагога к обнаруженным успехам ученика: многие учащиеся (особенно школьники) чувствуют себя неловко в случае недопонимания учебного материала и испытывают страх допустить ошибку. Поэтому положительная оценка со стороны педагога много значит.

Говоря о постановке оценок при дополнительных занятиях, учитель английского языка всегда должен помнить, что он здесь – именно, чтобы научить, а не поставить «двойку»: дополнительное занятие – не экзамен, а именно возможность для ученика получить соответствующие языковые навыки и умения, восполнив имеющийся пробел.

По мнению многих отечественных методистов, продолжительность учебного занятия не ограничивается временными рамками и зависит от той или иной конкретной методической ситуации. Так, например, урок может продолжаться и 45 минут, и более часа. Однако, как и везде, следует помнить о психологических особенностях личности и не делать занятие чрезмерно длительным: в противном случае быстро развивается утомляемость, и способность к восприятию и запоминанию учебного материала резко снижается.

Отвечая на вопрос, как же все-таки верно выбрать учителя из множества предложений, нам кажется, лучше перед принятием решения провести знакомство-беседу с педагогом, в ходе которой следует задать такие вопросы:

- Какой методикой преподавания пользуется учитель английского языка?

- Каков опыт его работы, где он работает в данный момент?

- Какова структура предполагаемого учебного занятия?

- Имеется ли положительный пример(-ы) из личной практики учителя?

Предпочтение лучше все же отдать тем педагогам, которые знакомы с современными методическими тенденциями, знают психологию данной возрастной и целевой аудитории. Не умаляя эффективности классической методики и лингводидактических наработок советского времени, все же необходимо помнить, что методическая наука тоже совершенствуется: появляются новые концепции, подходы, создаются современные учебные пособия, технические средства обучения, и все это служит главной цели: сделать изучение английского языка интересным, но эффективным.

Фото: equator.eftours.com

Мы принимаем