Обучение английскому языку у большинства из нас началось со школьной скамьи. И, наверно, большинство читателей согласится с тем, что новый, иностранный язык давался в те дни нелегко, даже, если Вы на данный момент хорошо им владеете. Та же самая ситуация актуальна и в наши дни. Многие дети испытывают проблемы с овладением речевыми навыками и умениями на английском языке в школе, особенно, если они обучаются по программе с углубленным изучением английского языка (лингвистическая гимназия). Причем такой выбор был сделан родителями с целью повысить уровень владения языком, действительно обогатив словарный запас детей, их навыки говорить и понимать английскую речь. Однако последующая практика показала, что успеваемость ухудшилась, ученику стало сложно справляться со все возрастающими требованиями, появились плохие оценки и, как следствие, психологические проблемы, которые неизбежно возникают – стресс, замкнутость, чувство обиды, собственной «неполноценности» и т.п.
То же самое можно, в принципе, сказать и о многих школьниках, обучающихся в обычных школах. И, естественно, у родителей и у самих школьников возникает вопрос: а как же выйти из этой ситуации? И какой выход является оптимальным? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала попробуем разобраться в истоках возникшей ситуации, понять, с чем именно она связана.
Не секрет, что в советское время иностранный язык в школе относили к ряду второстепенных предметов, и, соответственно, отношение к их преподаванию во многом приобретало формальный характер, как со стороны педагогической общественности, так и со стороны самих школьников. Это отчасти объяснялось тем, что Советский Союз находился за «железным занавесом», что означало не только ограничение возможности выезда советских граждан за рубеж, но и сужение международных контактов до минимума, что делало владение английским языком вовсе не обязательным.
С падением советского режима ситуация в корне изменилась: Российская Федерация стала не только открытым государством, но и одним из основных игроков на мировой арене. Это, безусловно, предполагает необходимость качественного изучения английского языка не только как одного из иностранных, но и в качестве языка международного общения.
Девяностые годы ушедшего столетия по праву можно назвать ренессансом педагогической и методической мысли в лингводидактике. Появились кардинально новые методические технологии, учебные пособия, наметилась тенденция возвращения к институту индивидуального обучения английскому языку, а также возросло количество школ с углубленным изучением этого предмета.
Однако, к сожалению, практический опыт выявил: не все предложенные методические технологии и концепции оказались эффективными, с одной стороны, и не все их следует считать массовыми, с другой: ведь недаром педагогическая наука всегда уделяла большое обучение психологическим аспектом личности (М.Р. Львов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.Р. Лурия и др.). Так, например, восприятие учебной программы во многом зависит от формирования и развития двух типов сигнальных систем, от чего зависит склонность к тому или иному строю высшей нервной деятельности. Кроме того, не следует забывать, что ребенок находится в русскоязычной языковой среде (а не живет в стране изучаемого языка), и в данном случае уроки английского языка являются единственной для него возможностью языковой практики и развития соответствующих навыков и умений.
В этой связи в последние годы возрос к репетиторским урокам английского языка. Более того, многие методисты и лингвисты (например, О.Н. Прохорова, А.А. Виландберк, С.Н. Цейтлин и др.) рекомендуют вообще начинать изучение английского языка именно в индивидуальном порядке. Этот тезис нашел свое подтверждение: массовый педагогический опыт доказал эффективность индивидуальных уроков английского языка, проводимых со школьниками.
Однако и при индивидуальном обучении необходимо определиться как родителям ученика, так и потенциальному учителю, какую именно методику, технологию, учебное пособие лучше использовать, на что следует обратить внимание в своей работе, каких заданий необходимо давать больше. Поэтому необходимо выявить уязвимые моменты успеваемости школьника с тем, чтобы впоследствии помочь ему на уроках английского языка этот пробел восполнить.
Ниже в таблице мы приводим данные, которые отражают наиболее частые виды сложностей овладения школьниками английским языком в процентном соотношении.
Класс |
Виды сложностей |
Процентное соотношение от общего числа нуждающихся в дополнительном обучении |
3 |
Запоминание написания и произношения слов | 45 |
Понимание английского текста | 10 | |
Чтение текстов и перевод | 10 | |
Построение собственных высказываний | 35 | |
4 | Запоминание написания и произношения слов | 50 |
Понимание английского текста | 15 | |
Чтение текстов и перевод | 20 | |
Построение собственных высказываний | 15 | |
5 | Запоминание написания и произношения слов | 45 |
Понимание английского текста | 20 | |
Чтение текстов и перевод | 15 | |
Построение собственных высказываний | 20 | |
6 | Запоминание написания и произношения слов | 50 |
Понимание английского текста | 25 | |
Чтение текстов и перевод | 10 | |
Построение собственных высказываний | 15 | |
7 | Запоминание написания и произношения слов | 40 |
Понимание английского текста | 15 | |
Чтение текстов и перевод | 20 | |
Построение собственных высказываний | 25 | |
8 | Запоминание написания и произношения слов | 40 |
Понимание английского текста | 15 | |
Чтение текстов и перевод | 10 | |
Построение собственных высказываний | 35 | |
9 | Запоминание написания и произношения слов | 38 |
Понимание английского текста | 22 | |
Чтение текстов и перевод | 10 | |
Построение собственных высказываний | 30 | |
10 | Запоминание написания и произношения слов | 35 |
Понимание английского текста | 15 | |
Чтение текстов и перевод | 10 | |
Построение собственных высказываний | 40 | |
11 | Запоминание написания и произношения слов | 30 |
Понимание английского текста | 10 | |
Чтение текстов и перевод | 15 | |
Построение собственных высказываний | 45 |
Из данной таблицы следует, что основными проблемами, по которым необходимо индивидуально и дополнительно преподавать английский язык для школьников, является работа с лексическим материалом построение собственных высказываний (устных и письменных). Причем первая особенно остро стоит в младших классах, а второе – у старшеклассников, при этом наш наблюдения показывают, что обогащение словарного запаса с годами дается школьникам легче, но построение предложений и текста – труднее, что объясняется с формированием языкового опыта (в том числе лексического), сформированного в процессе изучения языка, с одной стороны, и усложнение синтаксических конструкций и грамматического материала в рамках программы последующего класса, с другой. Так, например, наблюдения показали, что старшеклассники, владея довольно богатым словарным запасом и теоретическими знаниями орфографии и морфологии английского языка, оказываются не в состоянии сформулировать вопрос по-английски или правильного ответить на него, а также строить устные и письменные монологические высказывания. Анализ ошибок свидетельствует, что часто не учитывается порядок слов в предложениях, пунктуационные требования, опускаются вспомогательные глаголы и служебные части речи, особенно в вопросительных предложениях.
Однако практический опыт показывает, что если правильно поставить и систематически дополнительно преподавать английский язык для школьников, все эти негативные моменты вполне можно редуцировать или вовсе от них избавиться. Однако, прежде всего, ученику перед началом занятий должно быть известно о том, что любая речь на любом языке состоит из слов, и лишь зная слова, мы можем составлять предложения. Поэтому изучение любо иностранного языка, в том числе и английского, предполагает постепенное обогащение лексического запаса. Причем слова должны не только выписываться в специальную словарную тетрадь, но и запоминаться. Кроме того, учителю следует помнить, что лексика не должна быть пассивной: изученный лексический материал должен использоваться и в устной (в текстах, диалогах, аудиоматериалах), и в письменной (упражнениях, работах по развитию речи) формах. В целях проверки уровня овладения новым лексическим материалом уроки английского языка для школьников должны включать в себя словарный диктант (Quiz), в ходе которого ученик должен правильно произнести и записать новые слова и словосочетания.
Говоря о частоте проведения занятий, отметим, что она – тоже индивидуальна и зависит от многих факторов: объективных (уровня сложности возникшей проблемы, года обучения, динамики успеваемости, уровня учебной нагрузки и др.) и субъективных (например, особенностей состояния здоровья, финансовых возможностей родителей). Однако, по мнению большинства методистов, индивидуальные уроки «английский язык для школьников» должны проводиться не реже двух раз в неделю. Продолжительность таких занятий не ограничивается сроком: современная методическая концепция придерживается положения, согласно которому в ходе урока должны быть достигнуты все (курсив наш – А.Ч.) цели и задачи урока. Практика показывает, что урок продолжается в среднем 1 час 10 минут. При этом допускается перерыв или пауза для школьников младших классов во избежание утомляемости.
И, наконец, возникает такой вопрос: «А кого предпочтительнее в данном случае выбрать в качестве репетитора?» На наш взгляд, здесь оптимальным решением будет выбрать практикующего школьного учителя с большим опытом работы в школе в целом и в данной возрастной категории, в частности. Именно такой человек день ото дня сталкивается с аналогичными методическими ситуациями, хорошо знает существующие программные требования и психологию детей данного возраста Однако при этом психологические особенности педагога также имеют место: учитель не должен быть грубым и, тем более, допускать какие бы то ни было оскорбления ученика – это не только вызывает чувство обиды, но и формирует негативное отношение к изучаемому предмету на основе данного негативного личного опыта. Отношение педагога к ученику должно быть приветливым, хладнокровным, в то же время лишенным фамильярности: ошибка – это не повод «срывать обиду» на ученика, а повод лишний раз вернуться к этому материалу: ведь, в отличие от аудиторного занятия в классе, у репетитора всегда существует возможность подробнее объяснить сложный материал, уделив больше времени этому, именно данный момент и является одним из ключевых преимуществ института репетиторства.
В заключение хотелось бы обратиться к родителям и самим школьникам: «двойка» по английскому – это не конец света! Такой результат вполне можно (и нужно) исправить, и современные образовательные технологии вполне позволяют это сделать. Звоните, и мы объязательно вам поможем!
Фото: soccerenglishcamp.com