обучаем английскому с 1998 года

Уроки английского языка

Уроки английского языкаВ современном обществе трудно себе представить жизнь без английского языка. Он сопровождает нас практически на каждом шагу: даже в нашем родном, русском языке появилось множество неологизмов, заимствованных из английского языка. Такими словами, как «принтер», супервайзер», «менеджер», «колл-центр» уже практически никого не удивишь. А ведь все эти выражения пришли к нам именно из английского языка. Почему? Наверно, потому, что английский язык, помимо того, что является одним из шести рабочих языков ООН, стал уже языком международного общения, делопроизводства и политики. И все же для нас он является иностранным и, следовательно, его необходимо изучать с тем, чтобы полученные знания можно было впоследствии использовать. Однако невольно возникает вопрос: как это сделать? И как это сделать наиболее эффективным? Ведь понятие «обучение английскому языку» – очень объемное и предполагает множество разных методик и средств обучения, каждое из которых ориентировано на конкретную группу или категорию обучающихся.

Одним из таких средств, которое справедливо считается очень эффективным и приносит действенные результаты, является изучение английского языка с репетитором в индивидуальном порядке или в небольших группах. Этот метод даже получил распространение не только среди отдельных людей, но и в некоторых компаниях и организациях, где для нескольких человек, которые работают в одном отделе, проводятся выездные уроки английского языка разговорного и делового.  Такая практика получила распространение в коммерческих компаниях, банках и туристическом бизнесе. Даже сложилось такое понятие, как «корпоративное обучение». Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Само понятие «индивидуальное обучение» является одной из старейших концепций, получивших распространение уже с античных времен: так, например, в Древней Греции существовал институт наставничества, а в царской России в состоятельных аристократических семьях существовали гувернеры и учителя, приглашенные из Франции и обучавшие детей иностранным языкам, искусствам и основам других наук. Говоря о современном учебном процессе, здесь мало что изменилось, и принцип остался тем же: изучение лицом к лицу при постоянном контакте с преподавателем. Изменились лишь методики, учебные пособия и средства обучения, став более усовершенствованными и отвечающими современной реальности.

По мнению большинства методистов, особенно ценным является обучение английскому языку с репетитором на начальном этапе (О.Н. Прохорова, О.А. Зимняя, И.Н. Колшанская и др.). Это объясняется тем, что для человека, решившего изучать язык «с нуля» знакомство с непривычным строением предложения, лексикой, грамматическими законами и правилами, отличными от тех, к которым он привык, всегда будут вызывать разного рода вопросы и потребность получить ответы на них. Это не всегда возможно при групповых или, тем более, дистанционных занятиях. В свою очередь, учитель должен владеть языком ученика: на первом этапе нежелательно подключать иностранных педагогов-носителей языка, поскольку из-за языкового барьера учебный процесс может оказаться малоэффективным.

Другая категория учеников, нуждающаяся в занятиях по английскому языку с репетитором, это школьники, имеющие проблемы в успеваемости. Эти проблемы могут быть разными: кому-то плохо дается запоминание и воспроизведение новых слов (это – одно из самых частых явлений), кому-то сложно читать и переводить, кому-то строить свои предложения и говорить. И, конечно же, очевидным является факт, что каждому из них необходим индивидуальный подход.

В вопросах обучения взрослых центральным местом является цель обучения. У всех она разная: кому-то нужно поступить в вуз, кому-то – выехать за рубеж, а кто-то просто хочет повысить свой уровень владения языком. И здесь, опять же необходимо правильно выбрать программу, учебное пособие, методику и, конечно же, самого учителя.

На наш взгляд, все сказанное выше непременно является залогом эффективности проводимых занятий. И, конечно же, понятно, что среди множества предложений на рынке образовательных услуг очень трудно правильно сориентироваться и выбрать то предложение, которое соответствует Вашим интересам.

Практически в каждой рекламной газете можно найти множество самых разных предложений по изучению английского языка с репетитором: это и студенты старших курсов вузов, и школьные учителя, и иностранные педагоги, и даже маститые профессора престижных вузов. Однако, как известно, реклама требует к себе критического и взвешенного отношения. Здесь существует риск впасть в иллюзию и сделать неправильный выбор. Так, например, известен такой случай: ученица пятого класса испытывала сложности с изучением английского языка в школе: двойки за словарные диктанты, неспособность перевести текст и выполнить упражнение заставили родителей обратиться к репетитору. Выбор пал на действительно хорошего специалиста, кандидата филологических наук, доцента лингвистического университета. Начались занятия: чтение текстов, подчеркивание и выписка в словарь новых слов и выражений, заучивание этих слов и правил, словарные диктанты. Прошло примерно три месяца, занятия были интересными для ребенка и содержательными, но результат остался тем же: динамика успеваемости не улучшилась. Семья обратилась к другому репетитору, школьному учителю английского языка с большим опытом работы в школе, который после короткого знакомства задал такие вопросы: «Кем работал предыдущий педагог?», «Как велось преподавание, каков был ход урока?» И вот тут-то и выяснилось, что предыдущий репетитор никогда не работал в школе, не имел опыта работы с детьми, а преподавал на кафедре перевода для студентов по специальности «переводческое дело». И в этом и была ошибка семьи: ведь эта доцент занималась со студентами, уже владеющими языком, и владеющими на высоком уровне, готовя их к профессии переводчика, а не просто помогая знакомиться с новым языком. При этом не учитывались психологические особенности детского возраста, требования школьного курса, не соблюдались принципы отбора учебных текстов, а ведь практически все ученые-методисты (С.Ф. Шатилов, Ю.Н. Караулов, Н.И. Жинкин и др.) справедливо считали, что не всякий текст можно считать учебным, с одной стороны, и формирование речевых навыков и умений на иностранном языке можно достичь только при условии правильного отбора учебных текстов. Таким образом, становится очевидным, что в данном случае необходима помощь именно школьного учителя, имеющего практический опыт работы в школе и знающего и методики школьного обучения, и принципы отбора учебных текстов и упражнений.

Исходя из описанных выше критериев, мы разработали таблицу, в которую поместили сведения, которые могут помочь правильно определиться с выбором репетитора для проведения индивидуальных занятий по английскому языку.

Цель обучения Требования, которым должен отвечать репетитор
Начальное знакомство с английским языком Школьный учитель английского языка, имеющий практический опыт работы с детьми или взрослыми, начинающими изучать язык «с нуля» не менее 5 лет.
Повышение успеваемости по английскому языку в школе Школьный учитель английского языка, работающий в школе на данный момент, с опытом работы не менее 5 лет, желательно преподающий в той возрастной группе, что и потенциальный ученик.
Подготовка к поступлению в колледж или вуз Преподаватель колледжа или вуза, имеющий опыт приема вступительных испытаний и объем требований, предъявляемых к абитуриентам.
Повышение уровня владения языком Преподаватель с опытом практической работы с детьми и со взрослыми, желательно с опытом работы в вузе.
Подготовка к эмиграции за рубеж Преподаватель, имеющий опыт подготовки взрослых на уже сформированном уровне с опытом работы не менее 10 лет, желательно, живший или работавший за рубежом не менее 5 лет. Дополнительно (на последующих этапах) возможно привлечение носителя языка.
Сдача международных экзаменов (TOEFL, IELTS) Специалисты, сотрудничающие с центрами тестирования, сами сдавшими такие экзамены или принимавшие их, знакомые с форматом, стандартами и требованиями, предъявляемыми к соискателям.

Еще одним моментом, который не следует упускать из внимания, являются личные отзывы бывших учеников данного преподавателя. В среде самих репетиторов существует неписаное правило, согласно которому хороший педагог не нуждается в рекламе в СМИ: у него и так время расписано заранее, и имеется очередь. Такой успех  известность приходят к педагогу потому, что его рекомендуют по принципу «из уст в уста»: это, пожалуй, и есть лучшая реклама, которая исходит от знакомых, родственников, сослуживцев, словом, тех, кто плохого уж точно не посоветует.

И, наконец, отметим, что обязательным условием является наличие педагогического опыта (а не только образования и диплома по педагогической специальности): в последнем случае может получиться так, что человек получил педагогическое образование и специальность «преподаватель английского языка», но по специальности не работал, пусть даже и используя английский язык в иных сферах. В этом случае сама сфера преподавания является для него малознакомой сферой. Причем бывает так, что сам преподаватель, проводя занятия, искренне уверен в их эффективности, действительно к ним готовится, отдает этой работе свои силы, однако результаты свидетельствуют о том, что уровень владения английским языком ученика не повысился.

Фото: advantage-ej.com

Мы принимаем