обучаем английскому с 1998 года

Грамматика английского языка

Грамматика английского языкаВ отличие от русского и других языков славянской группы в английском языке, как это ни покажется странным, грамматика более проста и универсальна. Быть может, именно поэтому он за последнее столетие из регионального превратился в язык международного общения. Практика показывает, что грамматикой английского языка изучающие его иностранцы овладевают сравнительно быстро, и это служит основой для формирования речевых навыков и умений в английском языке.

В настоящее время среди множества технологий изучения английского языка существуют и такие, которые предполагают сначала ускоренное изучение грамматики, и лишь затем акцент делается на обогащение словарного запаса, практики аудирования и перевода и формирование других речевых навыков.

В данной статье мы попытаемся разобраться, а что же главное в английской грамматике, каковы ее основные аспекты и на что следует обратить особое внимание? Прежде всего, следует отметить, что в английском языке очень распространена переходность частей речи, т.е. одно и то же слово может являться разными частями речи и, соответственно, иметь иное лексическое значение. Например, слово education означает «образование», «воспитание», т.е. является именем существительным. Но, соседствуя с другим существительным, например education center, это слово становится именем прилагательным («образовательный»). Кроме того, сами слова, как правило, имеют множество значений. Например, слово to go означает и «идти»,  «ехать», и «переходить на страницу в сети Интернет». Именно поэтому лингвисты полагают, что английский язык лексически и семантически беднее русского (наглядной тому иллюстрацией является невозможность доподлинно перевести на английский язык роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Слова в английском языке связываются между собой не с помощью различных вспомогательных морфем, как в русском языке, а, прежде всего, с помощью служебных частей речи: частиц, артиклей, вспомогательных глаголов, предлогов, союзов и союзных слов. И, наконец, нельзя не подчеркнуть такой момент, как принцип полноты грамматической основы: в большинстве предложений, согласно правилам современного английского языка, необходимо наличие полной грамматической основы (т.е. и подлежащего, и сказуемого). Причем сказуемое может быть выражено только глаголом и его формами, а подлежащее – существительным или местоимением.

В этой связи логично предположить, что знакомство с грамматикой английского языка лучше начинать по принципу «от простого к сложному». Так, например, О.Н. Прохорова и О.Н. Цветкова предлагают начать изучение грамматики с формирования понятия о словах как о частях речи, а именно – с имени существительного как части речи, обозначающей предмет, с понятия об артикле как служебной части речи, указывающей на то, что это именно существительное, затем можно знакомиться с именем прилагательным как с признаком предмета и, наконец, с глаголом, обозначающим действие предмета. Из всех остальных частей речи английского языка именно глагол обладает самым большим количеством производных форм и грамматических категорий (категории просто, продолженного и совершенного времен, модальность, герундий и др.). При этом знакомство с глаголом на первом этапе должно быть кратким и носить обзорный характер.

Затем возможно знакомство с основами синтаксиса по принципу: слово – словосочетание – предложение. Знакомиться с синтаксическими особенностями английского предложения лучше начинать с повествовательных предложений, после чего можно начать изучение строения вопросов (по своей структуре и порядку формирования они поделены на четыре вида). И, таким образом в течение сравнительно небольшого периода времени возможно формирование представления об английском связном тексте как о целостном речевом продукте, с монологической и диалогической речью.

И, после того, как основы грамматики будут изучены, по ходу обучения преподаватель должен знакомить учащихся с другими, более сложными синтаксическими конструкциями, например, Complex Object, Future in the Past, Passive Voice и способах синтаксической связи между членами предложения, а также принципами пунктуации и связи главной части предложения и предикативной.

Однако следует иметь в виду, что все же, несмотря на значимость грамматического строя английской речи в формировании системы языковых навыков и умений, о чем уже было сказано выше, изучение грамматического материала не должно идти отдельно в вразрез с формированием словарного запаса и навыков чтения, устной и письменной речи. Таким образом, вслед за большинством отечественных методистов, мы считаем, что обучение английскому языку должно быть комплексным  многоаспектным, при отдании приоритета формированию представлений и понятий о грамматическом строе языка на начальном этапе.

Фото: reviewfuse.com

Мы принимаем