обучаем английскому с 1998 года

Занятия с репетитором английского языка по Skype: дань моде или будущее педагогической науки

Занятия с репетитором английского языка по Skype: дань моде или будущее педагогической науки.Многие современные языковые центры и даже негосударственные учебные заведения в практике преподавания английского языка активно используют такую технологию, как Skype. Те, кто эту программу использует, знают, что она предоставляет возможность устного (через звуковую гарнитуру) или письменного общения с другим пользователем этой программы, а также совершать звонки на городские или стационарные телефоны. Также при наличии веб-камеры такая программа позволяет видеть своего собеседника. На сегодняшний день это дало возможность использовать данную программу для осуществления учебного диалога – проведения дистанционных репетиторских занятий по английскому языку. И действительно, нельзя отрицать, что благодаря современным технологиям у многих людей появилась возможность изучать язык в комфортной домашней обстановке, не посещая репетиторов. Данная инновация зародилась несколько лет тому назад за рубежом, но спустя короткое время нашла положительный отклик со стороны отечественных методистов. Так, например, положительно восприняли данную инновацию на кафедре английской филологии в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, а в Белгородском государственном университете в тестовом режиме была разработана и система дистанционного обучения английскому языку с использованием Skype.

Однако мнения на этот счет неоднозначны. Так, например, по убеждению некоторых психологов и методистов, уроки с использованием Skype и других Интернет-приложений учащимися на уровне подсознания воспринимаются как некое хобби, форма отдыха и, следовательно, не проявляют должного серьезного отношения к подобным занятиям. А ведь классическое правило методики преподавания английского языка гласит, что положительных успехов в овладении языковыми навыками и умениями способно лишь тогда, когда учебный процесс является двусторонним, т.е. предполагает усилия не только со стороны педагога (того, кто проводит занятия), методиста (того, кто разрабатывает учебную программу), но также и учащегося (т.е. того, кто обучается). Кроме того, у преподавателя отсутствует возможность полноценной визуальной проверки самостоятельных работ с указанием на допущенные ошибки (а о необходимости и эффективности этого в разное время писали практически все известные методисты и психологи, в частности, Л.С. Рубинштейен, С.Р. Львов, Ю.Н. Караулов, О.А. Зимняя, Е.И. Пассов). Ведь устное примечание или замечание не всегда воспринимается в правильном свете без иллюстративного комментария, а это мешает запомнить истинные правила орфографии, синтаксиса или английского словообразования (т.е. то, как говорить (писать) можно, а как – нет).

Нельзя не заметить и то, что Skype, как и другие программы, использующие Интернет, зависят от возможности доступа в Сеть, для любого пользователя которой не секрет, что даже самое лучшее компьютерное оборудование и технологии провайдера время от времени дают технические сбои, что лишает возможности выхода в Интернет в тот момент, когда запланировано занятие. А частотность учебных занятий, равный интервал между ними – одна из составляющих успешности учебного процесса.

И, наконец, необходимо подчеркнуть то, что, как и при любом другом способе изучения английского языка, необходимо учитывать наличие ранее сформированных речевых навыков и умений и, исходя из этого, правильно выбирать учебную программу или курс из множества предложенных. Очевидно, что само по себе рекламное предложение «Английский по Skype» или «Учим английский через Интернет» еще не говорит о том, что потенциальному слушателю нужна именно эта программа. На наш взгляд, лучше было бы, если бы будущий слушатель по электронной почте связался с рекламодателем, предлагающим подобные услуги, и задал примерно следующие вопросы:

1. Какой аудитории адресован данный курс?

2. Возможно ли заниматься по данной программе, если я уже ранее изучал английский язык и имею такую-то базу (либо, наоборот, не имею).

3. Какая методика используется при обучении? Кто ее автор?

4. Кем является преподаватель? Каков его опыт работы?

5. Возможно ли обучение по данной программе для достижения таких-то целей?

После получения ответа на данный запрос целесообразно поискать информацию в Интернете самостоятельно, познакомиться с отзывами тех людей, которые уже имеют опыт обучения на данных курсах, выслушать их мнение. Такие отзывы в большинстве случаев можно найти на различных Интернет-форумах.

Хотелось бы добавить, что, по мнению большинства педагогов, не рекомендуется занятие с использованием Skype и других Интернет-технологий для детей младшего школьного возраста, только начинающих изучать английский язык, поскольку, как уже и говорилось выше, такие уроки ими могут неправильно восприниматься в психологическом аспекте (как некое развлечение), что резко снижает эффективность обучения, а также тем людям, которые начинают изучение английского языка «с нуля»: для данной категории учащихся необходимо сначала овладеть хотя бы элементарными представлениями о грамматике английского языка и приобрести минимальный словарный запас, получив возможность правильно использовать данную лексику в различных речевых ситуациях, т.е. чтобы лексический запас был активным. Это можно достичь лишь при очном контакте с преподавателем.

А в дальнейшем – действительно изучать английский язык посредством Skype возможно, хотя, безусловно, и не следует ожидать «быстрых» результатов. В процессе обучения при этом, на наш взгляд, желательно иметь веб-камеру, чтобы виртуальный учебный диалог можно было максимально приблизить к реальному: ведь практика показывает, что преподаватель по выражению лица ученика может сказать, понимает ли его собеседник учебный материал или нет, и при необходимости оказать ему помощь.

Мы принимаем