обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Онлайн обучение английскому языку: достоинства и недостатки

Онлайн обучение английскому языку: достоинства и недостаткиКомпьютерные технологии проникли практически во все сферы нашей жизни. В настоящий момент реальностью стало даже то, что еще пятнадцать лет назад казалось чем-то из области фантастики. Примером тому является дистанционное образование с использованием сети Интернет. Не секрет, что в нашей стране это появилось сравнительно недавно, и было заимствовано из зарубежного педагогического опыта, где дистанционное обучение считается ничем не хуже традиционного (очного) и практикуется в разных формах уже давно. Подобные инновации не обошли стороной и изучение английского языка, которое стало также возможным посредством сети Интернет. Очевидно, что английский язык из регионального давно трансформировался в средство международного общения, и владение им в нашей стране воспринимается как неотъемлемая  необходимая часть современной жизни.

И действительно, сейчас на рынке образовательных услуг появляется большое количество предложений по дистанционному изучению английского языка. Несколькими годами ранее речь шла главным образом о ЕШКО (Европейская школа корреспондентского обучения), в которой обучение осуществлялось дистанционно посредством обычной переписки, обмена с преподавателями выполненными заданиями и учебными материалами, а также письменных консультациях преподавателей по изучаемому языку. Сегодня же наряду с ЕШКО появились различные учебные центры, предлагающие изучения английского языка именно посредством сети Интернет. При этом используются такие технологии, как Skype, чаты и, конечно же, электронная почта. Также иногда занятия ведутся в режиме т.н. видеоконференций, что позволяет учащемуся видеть лицо преподавателя и в какой-то мере заменять живое общение с ним. Однако современная практика показывает, что к этим инновациям нельзя отнестись однозначно.

Качество любого учебного процесса определяется конечным результатом, а именно овладением системой соответствующих навыков и умений, в данном случае лексико-грамматической и речевой компетенцией английского языка. Иными словами, учащийся, как и по завершении определенного цикла занятий, проводимых в традиционной форме, должен получить в той или иной степени возможность общения на английском языке. Тем не менее, наблюдения показывают, что цели и задачи, поставленные перед такими занятиями, достигаются далеко не всегда, и обучавшихся постигает разочарование. Причем, на их взгляд, не только и не столько в самом обучении, сколько в их собственных возможностях, что, конечно же, влечет за собой глубокий психологический стресс. Но следует подумать, а в чем же причина подобного фиаско? И можно ли каким-то образом его избежать?

Понятие «преподавание» (даже не важно, чего именно, будь то живопись, музыка или английский язык) предполагает следование той или иной методике преподавания, методической концепции или технологии. Первая является самостоятельной областью научных знаний, а последние – неотъемлемой частью первого. В настоящее время существует богатейшая база методических наработок, прошедших практическую апробацию и нашедших подтверждение их эффективности. Однако каждая из них создана для определенной категории учащихся или, говоря современным языком, фокусной группы. Так, например, существуют учебные пособия ля начинающих и для тех, кто уже на определенном уровне владеет английским языком, обучающие курсы для школьников и для студентов, тексты на английском языке в оригинале и адаптированные для читателей, изучающих язык. И лишь следование одному из классических принципов методики преподавания языковых дисциплин – принципу последовательности, а также некоторым другим частным принципам, например, принципу учета ранее сформированных навыков и умений, может помочь достигнуть искомого результата.

Однако такой учет методических принципов при online-обучении осуществляется не всегда и не везде. В то время как у данного вида учебного процесса есть свои и положительные, и отрицательные стороны, как и у любой другой методической технологии.

Давайте рассмотрим, что следует в таком учебном процессе считать положительным.

  1. Обучение может проходить в любом месте, где имеется выход в Интернет и установлено соответствующее программное обеспечение, в том числе и дома.
  2. Существует оперативная возможность интерактивной консультации с преподавателем и передачи ему выполненных заданий посредством компьютерных программ (например, Skype, MSN Messenger).
  3. Такое обучение идеально подходит людям, не имеющим времени для посещения аудиторных занятий. Не нужно торопиться к началу занятий и стоять в пробках, особенно, если человек ограничен во времени.
  4. Доступность обучения вне зависимости от возраста или, например, состояния здоровья: имеется немало примеров тому, что даже люди с ограниченными физическими возможностями изучали английский язык и овладевали им на уровне, необходимом ля общения.
  5. Возможность записи содержания учебного занятия и сохранения ее на компьютерном носителе информации, что позволяет вернуться к этому материалу позднее.
  6. Для самого преподавателя это также может стать преимуществом: ведь при некоторых видах учебной деятельности, например, лекции, объяснении грамматического материала, аудиокурсах на таких виртуальных занятиях может присутствовать неограниченное количество пользователей сети Интернет (за исключением тех видов нагрузки, которые адресованы конкретному лицу и которыми это лицо может воспользоваться через соответствующие программы общения).

Все эти моменты являются безусловными достоинствами Интернет-обучения, которые действительно многим людям помогли овладеть языком. Однако не следует забывать о том, что и здесь есть отрицательные стороны, которые нельзя не учитывать. Прежде всего, имеет место сложность восприятия печатной информации и отсутствие подробных объяснений. Следовательно, уже одно это свидетельствует о том, что такое обучение подходит лишь тем слушателям, которые уже имеют определенные навыки и умения. Кроме того, отсутствует достаточное количество методически грамотно разработанных учебных программ, курсов и виртуальных пособий, что также не позволяет такой способ обучения считать массовым. Ведь для того, чтобы составить подобный курс, преподаватель, помимо владения английским языком и методикой его преподавания, должен иметь соответствующие познания в области информатики, уметь работать с соответствующим программным обеспечением, что может сказать о себе далеко не каждый педагог. И, наконец, минусом Интернет-обучения английскому языку является то, что при его использовании необходимо наличие жесткой самодисциплины. Говоря иными словами, учащийся должен заставлять себя учиться сам. А практика показывает, что такой учебный процесс часто воспринимается не как обучение, а всего лишь в качестве хобби, одной из форм досуга. Ведь это – не учебное заведение с присущей ему системой контрольных испытаний, обязательным объемом учебной нагрузки и контролем за ее исполнением. А овладение чем-то новым, понуждение самостоятельно разбираться в предлагаемом учебном материале предполагает наличие мотивации со стороны, которая при этом присутствует не всегда. Ведь обучающийся, если он действительно поставил задачу овладеть английским языком, должен понимать, что изучение иностранного языка – это не хобби, а, прежде всего, труд и требовательность к самому себе.

Однако, все эти негативные моменты можно легко устранить и выбрать соответствующий Интернет-курс с помощью квалифицированного специалиста. Если со стороны учащегося действительно прослеживается цель получить навыки владения английским языком, но он не имеет достаточно времени для посещения уроков или курсов, то такой способ обучения вполне может подойти.

 

Фото: careervanity.com

 

Мы принимаем