обучаем английскому с 1998 года
+ 7 495 728 04 88

Обучение детей английскому языку с репетитором: когда лучше начинать?

Обучение детей английскому языку с репетитором: когда лучше начинать?Становление английского языка средством международного общения – это очевидный факт. В этой связи практически на всех уровнях – начиная от детских садов и кончая ведущими столичными университетами – изучению английского языка уделяется очень большое внимание. Однако не секрет, что качественное овладение английским языком на том уровне, который доступен для общения, возможно лишь при правильно подобранной методике преподавания английского языка, при грамотно поставленном учебном процессе.

В настоящее время на отечественном рынке образовательных услуг существует огромное количество самого разного рода предложений по изучению английского языка – при этом анонсируются новые, необычные и  нестандартные методики, предлагается обучение и индивидуально, и в группах, такие занятия адресованы и школьникам, и студентам, и даже маленьким детям. Вот именно о последнем хотелось бы подробно поговорить.

Сегодня практически никого не удивит объявление: «Английский язык для детей от трех лет» или «Частный детский сад объявляет набор в группу с преподаванием английского языка». И действительно: создается немало негосударственных дошкольных учреждений, в которых предлагается изучение английского языка с самого раннего возраста, а многие семьи, кроме того, приглашают репетиторов для занятий с малышами. Однако современная педагогическая практика показывает, что такие занятия, к сожалению, далеко не всегда являются эффективными: вопреки ожиданиям, дети оказываются не в состоянии усвоить даже самые элементарные речевые инструкции на английском языке, постоянно путают слова, и в результате не только не происходит формирование навыков и умений речевой коммуникации на английском языке, но и происходит неправильное восприятие родного языка.

Многие методисты разных поколений (О.А. Зимняя, И.А. Колшанская, Е.И. Пассов, В.М. Брудман и др.) всегда справедливо полагали, что недостаточная развитая первичная языковая личность есть прямое показание к формированию вторичной. Иными словами, сначала необходимо достичь понимания ребенком родного языка, сформировать хотя бы первичные навыки и умения общения на нем, изучить основы орфографии и орфоэпии и лишь потом говорить об изучении чужого, в данном случае, английского языка.

С другой стороны, многие психологи (М.А. Безруких, Ю.Н. Караулов, Р.М. Фрумкина, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский и др.) считали, что чужой язык легче всего воспринимается в возрасте от 3 до 9 лет, после чего ребенку уже приходится сталкиваться с разного рода препятствиями. В этой связи логично предположить, что изучение английского языка в раннем возрасте возможно. Однако вопрос в том, каким образом это делать правильно с тем, чтобы достичь желаемого результата, но при этом не нанести психике ребенка вреда. Следовательно, нельзя считать однозначно и, не взвесив критически все «за» и «против» начинать обучение ребенка английскому языку. Особо неприятным следует считать тот факт, что подобные занятия часто идут вразрез с волей ребенка, т.е. проводятся по настоянию его родителей, которые сами не будучи знакомы с методическими и психологическими аспектами данной проблемы, совершают серьезную ошибку.

Так, например, М.А. Безруких пишет, что педагоги, обучающие дошколят, должны быть специально к этому подготовлены, а обучение должно осуществляться лишь в игровой интерактивной форме. Этот ученый также считает, что неумеренные  (и, тем более, насильственные, т.е. против воли ребенка) занятия чреваты серьезными последствиями для психики. В лучшем случае будет просто утрачен интерес к изучению языка, а в худшем, обнаружив собственную несостоятельность, не сумев удовлетворить "заявку" родителей, малыш замкнется в себе. Неуспешный ребенок несчастлив, его эмоциональное и социальное развитие замедляется. Изучение иностранного языка только тогда будет эффективным, когда ребенок уже способен понять, а не просто механически запомнить, принципы построения фразы на неродном языке. Огромную роль в процессе обучения играют навыки самоконтроля и концентрации внимания.

Безусловно, знакомство с элементарными основами английского языка с целью обеспечить понимание самых простых речевых сентенций на английском языке может иметь место, но лишь при ряде условий, одним из которых является возможность обеспечить англоязычную языковую среду, а также общение с носителем языка таким образом, чтобы формирование первичной и вторичной языковых личностей осуществлялось параллельно. Однако следует признать, что это будет лишь поверхностное знакомство с английским языком, и не более того. Т.е. именно знакомство, формирование первичного представления о звучании английской речи, а не изучение языка в привычном понимании этого слова.

Особо следует подчеркнуть, что не следует заниматься английским языком с теми детьми, у которых нарушена речь на родном языке: недостаточно развиты речевые навыки и умения, бедный лексический запас, грубые нарушения произношения слов и предложений. Здесь речь должна быть, прежде всего, о коррекции нарушенных речевых функций на родном языке с привлечением специалиста-логопеда либо (если ребенок посещает школу) организации дополнительных занятий по русскому языку.

И, конечно же, остался без ответа первичный вопрос: так с какого же именно возраста можно начать обучение ребенка английскому языку? Ответ прост: только тогда, когда ребенок будет к этому готов. А готовым можно его считать тогда, когда он свободно говорит на родном языке и не имеет логопедических проблем. В основном, это происходит в пять-шесть лет. И лишь тогда можно постепенно вводить в обиход ребенка английские слова и выражения, элементы иностранной речи. Этот этап должен предшествовать обращению к учителю английского языка для проведения занятий или помещению ребенка в соответствующее дошкольное учреждение, где ведется обучение английскому языку. Так поступали на протяжении столетий во многих странах, в том числе и в России. Чтобы не быть голословными, отметим, что А.С. Пушкину родители с раннего детства читали французские книги, и лишь затем пригласили гувернера-носителя языка; подобное поступательное изучение иностранных языков нашло отклик и в современной методической науке.


Фото: thedeafblog.co.uk


Мы принимаем