Жизнь в современном мире предъявляет новые требования. Одним из них является владение английским языком, хотя бы на бытовом уровне: в эпоху массовой глобализации и развития высоких технологий это является одним из ключевых залогов достижения успеха.
В этой связи многие желающие овладеть английским языком обращаются к услугам частнопрактикующих преподавателей (репетиторов). Практика показывает, что индивидуальные занятия (либо занятия в небольших группах) действительно оказывают положительное влияние на формирование необходимых навыков и умений общения на английском языке. Однако не следует забывать о том, что рынок подобных предложений сейчас очень насыщен, и поэтому следует самому себе задать два вопроса. Первый: «А стоит ли пользоваться данным предложением?» и второй: «Почему нужно идти именно к этому преподавателю?». Дело в том, что каждый педагог проводит занятия по разным методикам и, следовательно, использует разные подходы, учебную литературу, методы и приемы работы. По этой причине необходимо правильно и осознанно подойти к выбору педагога: ведь известно, что неправильная методика преподавания, неверный ход учебного занятия, которые имеют место в течение длительного времени, не только не влекут за собой овладение английским языком, но и напротив, формируют у слушателя ошибочные установки, ложное восприятие правил или же формируются не все необходимые речевые умения, а только что-либо одно в ущерб другим необходимым навыкам (например, человек хорошо запоминает грамматические правила, но оказывается неспособным их применять в собственной речевой практике).
Каким же образом следует подходить к выбору репетитора? Здесь нам хотелось бы дать несколько советов-рекомендаций, основанных как на нашем собственном педагогическом опыте, так и на базовых научных положениях методики преподавания английского языка, следуя которым, можно максимально снизить риск принятия ошибочного решения.
- Прежде, чем остановиться на каком-либо одном предложении индивидуального обучения английскому языку, необходимо в телефонном режиме пообщаться с несколькими (причем, чем больше, тем лучше) подателями рекламы. В современном лексиконе это называется телемаркетинг. В беседе необходимо задать потенциальному репетитору вопросы о том, какую методику он использует, является ли репетиторская практика его основной работой или же он преподает, кроме этого, в другом учебном заведении. Также, возможно, что этот человек окажется и не педагогом в полом смысле этого слова, а переводчиком, работающим в какой-либо компании. Это также нежелательно, поскольку переводчик может хорошо владеть языком (и не только английским) и выполнять качественные переводы, но не владеть принципами методики преподавания английского языка, что не позволит ему провести качественное учебное занятие, отвечающее поставленным целям и задачам. Также следует поинтересоваться, какой учебной литературой он пользуется. И, наконец, необходимо помнить, что хороший потенциальный репетитор никогда не будет уговаривать заниматься именно у него, поскольку известно, что у хорошего репетитора всегда есть ученики, и он испытывает дефицит времени. Часто бывает даже так, что к нему есть очереди, и его время расписано на длительное время вперед.
- После телефонной беседы следует встретиться с потенциальным репетитором лично. Запомните: хороший педагог не будет с порога приглашать Вас начать заниматься: он, прежде всего, проведет с Вами собеседование на предмет уже сформированного уровня владения английским языком, предложит прочитать текст на английском языке, перевести его или выполнить грамматический тест. Это – обязательное условие: ведь как можно правильно выбрать методику, учебную литературу, определить план обучения языку, если педагог не знает «сильные» и «слабые» стороны своего потенциального слушателя и, следовательно, не знает, на что следует обратить внимание в будущей работе. Также следует попросить педагога продемонстрировать учебную литературу, по которой планируется изучение языка. Не следует думать, что литература, изданная за рубежом даже в таких солидных изданиях как “Oxford University Press” является само по себе основанием отдать ей предпочтение: ведь такие учебные пособия часто бывают рассчитаны на людей, изучающих английский язык в качестве родного (а не иностранного), т.е., иными словами, на самих носителей языка. Или же, что еще более вероятно, учебные пособия рассчитаны на тех слушателей, у которых уже сформирована база владения английским языком: имеется достаточный словарный запас, владение грамматическими правилами и навыками чтения и понимания прочитанного. Т.е. в любом случае такие пособия для слушателей, лишь начинающих изучать английский язык, не подойдут. Целесообразно также поинтересоваться, какова продолжительность учебного занятия: практика показывает, что одного академического часа (45 минут) в большинстве случаев недостаточно для того, чтобы учебное занятие достигло поставленных целей и задач. В ряде случаев оно может продолжаться и более часа (в среднем – 1, 5 часа). В то же время следует помнить, что продолжительность чрезмерной быть также не должна: психологические наблюдения свидетельствуют о том, что в таких случаях наблюдается утомляемость, снижение концентрации внимания и способности воспринимать учебный процесс.
- Многие репетиторы часто и сами предлагают провести одно пробное занятие бесплатно. Это является положительным моментом: помимо того, что это свидетельствует о серьезности и порядочности репетитора, пробное занятие поможет Вам для себя понять: удобно ли Вам изучать язык в такой форме? Не будете ли Вы испытывать психологических трудностей в общении с репетитором? Ведь наличие психологического контакта между преподавателем и учеником – одно из необходимых условий любого учебного процесса.
- И, наконец, нелишним будет уже, пожалуй, «избитое» утверждение о том, что «лучшая реклама – это сарафанное радио». Дело в том, что многие признанные репетиторы имеют ряд отзывов. Как в Интернете, так и среди Ваших знакомых. Так, например, положительную роль сможет сыграть рекомендация тех людей, которые уже ранее обучались у этого педагога и достигли успеха, а также отзывы других его бывших учеников на Интернет-форумах. Правда, следует сделать оговорку, что не следует голословно доверять информации, содержащейся на Интернет-страницах преподавателей, поскольку в этом случае велика вероятность саморекламы, естественно, выгодной ее автору (а не Вам).
Не претендуя на роль истины в последней инстанции, отметим, что такой взвешенный подход к выбору Вашего будущего учителя английского языка поможет Вам действительно осуществить задуманное и овладеть английским языком, каким бы тяжелым на первый взгляд это ни казалось. Главное – Ваше желание, мотивация и усердие в достижении поставленной цели.
Фото: splinedoctors.com