Необходимость владения английским языком в настоящее время практически ни у кого не вызывает сомнений. Однако нельзя отрицать тот факт, что овладение языком – это серьезный и небыстрый процесс. Следовательно, походить к решению этой задачи следует взвешенно, с учетом целей и задач обучения. Давайте для начала зададим себе вопрос: а для чего мне нужно знать английский язык? – Для успешной работы, для получения профессии переводчика, для поездки в другую страну или эмиграции, – скажете Вы. То есть, у всех изучающих людей цели и задачи разные. В зависимости от этого выбор методики и способа изучения языка также должен дифференцироваться.
Современный рынок образовательных услуг насыщен разного рода рекламными предложениями изучения английского языка: различные языковые школы, лингвистические центры, всевозможные курсы, причем последние часто предлагаю редкие «экзотические» способы овладения языка, и, конечно же, частные педагоги-репетиторы. Такая реклама находится с нами повсюду: на остановках, в рекламных газетах, в почтовых ящиках, метро. Однако не следует полагать, что слепое следование призывам, содержащимся в рекламных материалах, поможет моментально овладеть английским языком. Первое, о чем нужно помнить, – о том, что чудес не бывает, а бывают лишь плоды усердного труда, усилий, мотивированных желанием овладеть языком. Следовательно, такие заявления как «английский за неделю», «грамматика английского языка за десять дней методом Боба» и т.п. должны подвергаться строгой критике. Массовый педагогический опыт и проведенные исследования показывают, что за такое короткое время даже при наличии уже ранее сформированной лексической и грамматической базе навыков и умений невозможно эти навыки улучшить.
Немаловажным является такой момент как учет ранее сформированных речевых умений на английском языке. Иными словами, уровень овладения языком. Современная методика преподавания английского языка выделяет следующие уровни владения языком: starter (начальный), elementary (элементарный), pre-intermediate (ниже среднего), intermediate (средний), upper-intermediate (выше среднего) и advanced (продвинутый). Каждый из этих уровней характеризуется определенным набором навыков и умений устной и письменной речи, которые им свойственны. Методистами разработаны учебные программы, система упражнений и заданий, формы речевой англоязычной коммуникации в зависимости от уровней и задач обучения. Это позволяет членам группы, обучающейся на курсах, чувствовать себя свободно, развивать свои речевые возможности, пополнять словарный запас и получать знания в доступной для них форме. Причем те упражнения и задания, которые адекватны для слушателей одного уровня, могут оказаться неуместными для слушателей с другим уровнем владения языком. К сожалению, не все учебные центры и курсы английского языка проводят занятия с учетом уровня каждого слушателя. Это резко снижает эффективность учебных занятий, влечет психологический дискомфорт в ходе их проведения, а также нарушается один из классических принципов лингводидактики – принцип учета ранее сформированных навыков и умений, на котором построены все базовые учебные программы по английскому языку для всех учебных заведений.
В настоящее время на рынке образовательных услуг наблюдается большое количество предложений о частнопрактикующих преподавателей английского языка – говоря проще, репетиторов. Проводятся индивидуальные занятия, используются отечественные и зарубежные методики обучения, и действительно, практика показала, что это многим помогло в самых разных жизненных ситуациях – кому-то восполнить пробел знаний языка и повысить успеваемость в школе, кому-то поступить в вуз, кому-то выехать за рубеж, при этом уменьшив (или полностью сняв) языковой барьер и т.д. Следовательно, индивидуальное бучение английскому языку можно назвать эффективной и действенной мерой. Но, однако, и здесь тоже в методическом аспекте имеются уязвимые моменты: прежде всего, репетитор в ходе занятий лишен тех форм и методов работы, которые доступны при групповых занятиях, например, работа парами, диалогическое общение между слушателями, совместный поиск ошибок, взаимопомощь и т.п. Само занятие проходит на 90% в форме эвристической беседы. Как показывают исследования методистов разных поколений (О.А. Зимняя, Е.И. Пассов, А.А. Виландберк, С.Н. Цейтлин и др.), эффективность репетиторских занятий зависит от целей и задач обучения. Ведь улучшить успеваемость по английскому языку в школе (вузе), более детально изучить текущий учебный материал – это одно, и другое дело, когда человеку необходимо развитие именно речевой способности в иностранной языковой среде (причем особенно – устное общение, навык диалогической речи). И именно такие результаты не всегда могут быть достигнуты в ходе индивидуальных занятий, поскольку на таких занятиях приоритет зачастую письменной речи и беседе только с преподавателем, притом, что при групповых занятиях расширяются возможности учебного диалога и с другими слушателями, что особенно важно для развития навыков общения на английском языке.
В силу этих обстоятельств, неизбежно возникает вопрос: так где же лучше учить язык: у репетитора или на курсах? Ответ прост: все зависит от двух составляющих: от уже имеющегося уровня владения английским языком, с одной стороны, и от целей обучения, с другой. Кроме того, если уровень владения языком – невысокий, можно сначала в течение нескольких месяцев позаниматься с репетитором, тем самым увеличив словарный запас, дополнив свои личные навыки владения грамматикой языка, а затем продолжить обучение на курсах в составе группы, при этом курсы или учебный центр, избранные для обучения, должны отвечать следующим требованиям.
1. Учет уже имеющихся языковых умений и навыков. Уровень владения языком на момент зачисления на курсы должен проверяться путем собеседования и письменного тестирования.
2. Цели обучения. Среди предложений на рынке услуг по изучению английского языка имеются курсы, рассчитанные на овладение именно грамматикой, разговорной речью, сдачу вступительных экзаменов в вузы, прохождения собеседования в иностранной компании или посольстве, сдачу экзаменов IELTS или TOEFL.
3. Наличие в учебном центре специальной литературы, технических средств обучения, учебных пособий, рассчитанных на достижение тех или иных целей и задач обучения.
При выборе репетитора также не следует обращаться к первому попавшемуся подателю рекламы. Как известно, реклама, предлагаемая в современных СМИ, не всегда является правдивой. В среде самих репетиторов, в свою очередь, бытует неписаное правило, гласящее о том, что лучшая реклама – это отзывы самих слушателей. Именно поэтому в беседе с потенциальным репетитором необходимо поинтересоваться: каков опыт его работы, работает ли он в учебном заведении, какой вуз он оканчивал.
Фото: manchester-english.com