обучаем английскому с 1998 года

Сколько времени нужно заниматься английским языком в день: сорок пять минут, это много или мало?

Наверно, большинство из нас, если заходит речь об изучении английского языка, сразу невольно вспоминают свои школьные годы, когда мы изучали (или, честнее сказать, пытались изучать) иностранный язык в школе. В памяти сразу всплывают учебники, «коммунистические» тексты, словари в конце таких текстов, а также окрики новоявленной Мэри Поппинс. И, впрочем, как правило, получение хорошей оценки в журнал и табель.

Но школа закончена. Мы стали взрослыми. Но выучили ли мы на самом деле английский язык в той степени, чтобы быть способными на нем общаться, слушать и понимать своего иностранного собеседника? К сожалению, для многих из нас ответ на этот вопрос окажется отрицательным. А ведь роль английского языка в современном обществе никто отрицать не станет: это необходимо практически в любой сфере деятельности. И, осознав это, многие из нас пытаются восполнить этот пробел, обращаясь к репетиторам, в языковые центры, в довольно известную школу дистанционного обучения «ЕШКО» и т.д. И вот здесь перед нами, потенциальными учащимися, встает выбор:  какому преподавателю, какой методике, каким же именно курсам отдать предпочтение, чтобы действительно достичь искомой цели?

Как известно, большинство педагогов количество и продолжительность занятий оперируют понятием «академический час», который равен 45 минутам. Именно столько же длился урок английского языка в школах. Но достаточно ли этого для того, чтобы сформировать необходимые речевые навыки общения на иностранном языке?

По мнению многих лингвистов (Р.М. Фрумкина, О.А. Ахманова, О.С. Жукова), психологов (Н.И. Жинкина, Л.А. Гдалевича, Ю.Н. Караулова) и методистов (И.Б. Игнатова, Е.И. Пассов, И.А. Фигуровский) формирование личностных и языковых качеств, необходимых для овладения иностранным языком в полной мере (вторичной языковой личности) наиболее эффективно в случае обучения в русле аспектно-комплексного подхода, т.е. когда все разделы науке о языке (грамматика, орфоэпия, орфография, пунктуация, обогащение словарного запаса, аудирование и межличностная коммуникация) имеют место в комплексе, т.е. практически в ходе каждого занятия. Если рассматривать это более тщательно, то можно обнаружить, что обогащение лексического запаса предполагает устный и письменный контроль над уровнем овладения новой лексикой, а работа с текстом – это и аудирование,  самостоятельное прочтение текста на иностранном языке, и его перевод, в том числе с помощью словаря.

Нетрудно догадаться, что традиционных сорока пяти минут ля этого недостаточно. В то же время, в русле аспектно-комплексного подхода занятие должно быть целостным, т.е. вбирать в себя все элементы учебного процесса, описанные выше. А перенос того, что невозможно было проделать, на следующее занятие, не всегда полезен, поскольку это может привести к тому, что учащийся, не закрепив, попросту забудет тот учебный материал, который рассматривался на предыдущем занятии.

На наш взгляд, рациональным выходом здесь является увеличение продолжительности занятий до одной «академической пары», т.е. до 90 минут. Учитывая возрастные психологические  личностные особенности той или иной аудитории. Так, например, школьникам целесообразно предложить в ходе занятия два перерыва, а некоторые элементы урока проводить в игровой увлекательной для них форме, а в ходе занятий со взрослыми – чередовать элементы урока, уделяя каждому из них небольшой отрезок времени.

Нами предлагается следующий ход занятия по английскому языку в русле аспектно-комплексного подхода:

  1. Приветствие.
  2. Контроль овладения лексическим материалом – словарный диктант (иногда дополнительно – глагольный диктант, включающий в себя контроль овладения видовыми формами неправильных глаголов).
  3. Проверка выполнения домашнего задания: устного (в виде чтения текста и перевода, ответа на вопросы по нему, краткой беседы), письменно – грамматического упражнения, письменного рассказа, сообщения и т.п.
  4. Выполнение новых письменных упражнений в рамках изученного грамматического материала.
  5. Изучение нового текста с выделением незнакомых слов.
  6. Беседа по тексту с преподавателем.
  7. Запись незнакомых слов в словарь и устное их прочтение по транскрипции.
  8. Подведение итогов занятия и объявление домашнего задания.

Вне сомнения, данный ход урока является примерным и зависит от конкретной методической ситуации. Однако ни один из компонентов не должен занимать чрезмерно большое количество времени в ущерб другим компонентам учебного процесса.

И, наконец, отметим, что в то же время аспектно-комплексный подход предусматривает использование множества современных интересных методик, текстовых и грамматических пособий, работая с которыми, можно изучение иностранного языка сделать приятным и увлекательным занятием.

Мы принимаем