Обучение языку напрямую зависит от аудирования. Аудирование предусматривает воспринимаемую на слух информацию в качестве основы для изучения языка и дает возможность учащимся взаимодействовать посредством устного общения.
Преподаватели помогают учащимся развить ряд стратегий аудирования и использовать их в соответствии с ситуацией прослушивания.
Стратегии аудирования – это способы и виды деятельности, способствующие непосредственно пониманию и воспроизведению полученной на слух информации.
Выделяют стратегии «сверху-вниз» и «снизу-вверх».
Первые основаны на том, кто является слушателем. Он осваивает фоновые знания темы, ситуации или контекста, типа текста и языка. Эти фоновые знания активируют ряд ожидаемых результатов, которые необходимы слушающему, чтобы интерпретировать то, что он услышал и предположить, что будет дальше.
Эти стратегии включают в себя:
- прослушивание для выделения главной идеи
- прогнозирование
- подведение итогов (выводы)
- обобщение
Стратегии «снизу-вверх» основаны на тексте; в полученном сообщении слушающий опирается на язык, то есть комбинацию звуков, слов и грамматики, которые обеспечивают смысл услышанного. Эти статегии включают в себя:
- прослушивание для выделения определенной информации
- узнавание слов родственного происхождения
- узнавание моделей порядка слов
Слушающие также используют метакогнитивные стратегии для планирования, мониторинга и оценки аудирования:
- Они планируют исходя из того, какие стратегии аудирования лучше подойдут в определенной ситуации.
- Они контролируют понимание и эффективность выбранных стратегий.
- Они дают оценку, опираясь на то, достигли они своих целей аудирования или нет, и была ли комбинация выбранных стратегий эффективной.
Прослушивание для постижения смысла.
Чтобы понять смысл прослушанного текста, учащиеся должны выполнить следующие основные шаги:
- Определить цель аудирования. Активировать фоновые знания темы для того, чтобы прогнозировать содержание и выработать соответствующие стратегии.
- Уделить внимание тем частям прослушиваемой информации, которые уместны для выбранных целей аудирования и игнорировать остальное. Эта выборочность дает возможность учащимся сосредоточиться на определенных единицах информации.
- Выбрать стратегии «снизу-вверх» и «сверху-вниз», которые соответствуют заданию для аудирования и использовать их гибко и интерактивно. Одновременное использование этих стратегий для построения смысла повышает уровень понимания учащихся и их уверенность.
- Проверить понимание в процессе прослушивания и, когда задание выполнено. Контроль понимания помогает учащимся выявить несоответствия и ошибки в понимании, побуждая их к использованию альтернативных стратегий аудирования.