обучаем английскому с 1998 года

Развитие навыков аудирования, понимания носителей языка

Упражнения для аудирования должны быть ориентированы на успех и помочь учащимся выработать уверенность в своей способности к аудированию.

Важно, чтобы деятельность по аудированию была организована вокруг заданий, связанных с определенным контекстом. Такие задания дают слушающим представление о типе информации, которую стоит ожидать и о том, что с ней делать.

Необходимо определить цели задания и тип ответа. Каждое задание должно иметь своей целью улучшение одного или более навыков аудирования. Цель может быть как одна, так и несколько.

Знание целей для каждой ситуации прослушивания поможет учащимся выбрать подходящие стратегии аудирования.

Идентификация: узнавание или различение особых аспектов сообщения, таких как звуки, категории слов, морфологические различия.

Ориентация: определение главных фактов о сообщении, таких как тема, тип текста, окружающя обстановка.

Понимание главной идеи: определение идей более высокого порядка.

Понимание деталей: определение сопутствующих деталей.

Ответ: воспроизведение сообщения устно или письменно.

Перед тем как давать текст для прослушивания, необходимо проверить уровень его сложности. Нижеприведенные факторы подскажут, как это можно сделать.

- Как организована информация? Соответствует ли сюжетная линия прогнозируемым ожиданиям? Более легкими для восприятия являются тексты, в которых события идут в хронологическом порядке, а информация следует определенной организации (сначала главные идеи и детали, а затем примеры).

- Насколько учащиеся знакомы с темой? Помните, что неправильное использование фоновых знаний создает большие трудности для понимания.

- Нет ли в тексте избытка слов? На более низких уровнях обучения легче понимать короткие сообщения, тогда как учащиеся более высоких уровней выигрывают от естественного избытка в языке.

- Имеет ли текст визуальную поддержку, которая помогла бы в интерпретации услышанного? Этому хорошо способствуют карты, диаграммы, картинки и т.д.

Деятельность, предшествующая аудированию также очень важна, так как она подготавливает учащихся к тому, что они собираются услышать или увидеть. Во время такой деятельности преподаватель может:

- оценить фоновые знания темы у учащихся и лингвистическое содержание текста

- дать учащимся фоновые знания, необходимые для понимания прослушиваемого текста

- прояснить ту культурную информацию, которая может быть важна для понимания

- осведомить учащихся о том, какой тип текста они будут прослушивать, какую роль они будут играть и цели прослушивания

- создать возможности для групповой и совместной работы и дискуссионной деятельности в классе

В качестве заданий, предшествующих аудированию, можно выделить следующие:

- изучение карт, диаграмм, графиков

- повторение лексики и грамматических конструкций

- чтение чего-либо, относящегося к прослушиваемой информации

- построение семантических паутин (графическое изображение концептов или слов, показывающее как они связаны друг с другом)

- предсказывание содержания прослушиваемого текста

- ознакомление с указаниями для прослушивания

- выполнение под контролем практических заданий

Деятельность, сопутствующая аудированию, относится непосредственно к тексту, и учащиеся выполняют такие задания в процессе прослушивания или сразу после него. Планируя эту деятельность, следует прислушаться к приведенным советам:

- Если учащимся предстоит выполнить письменное задание во время прослушивания или после него, разрешите им прочитать его перед прослушиванием. Убедитесь, что они понимают, что от них требуется в этом письменном задании.

- сведите к минимуму необходимость писать что-либо во время прослушивания, так как главной целью аудирования является понимание, а не производство.

- Организуйте задания так, чтобы они помогали учащимся ориентироваться в тексте.

- Используйте вопросы, чтобы заострить внимание учащихся на ключевых моментах и понимании в целом.

- Используйте прогнозирование, чтобы стимулировать учащихся к контролю своего понимания во время прослушивания.

- Делайте комментарии, когда это возможно. Побуждайте учащихся анализировать, почему их ответы неправильные.

Среди заданий, выполняемых в процессе прослушивания, можно отметить следующие:

- прослушивание с визуальной поддержкой

- заполнение таблиц и графиков

- отслеживание маршрута по карте

- подчеркивание предметов в списке

- прослушивание для выявления основной сути

- поиск подсказок для выявления смысла

- выполнение упражнений на заполнение пропусков

- нахождение различий между формальным и неформальным стилями речи

Мы принимаем