Упражнения для аудирования должны быть ориентированы на успех и помочь учащимся выработать уверенность в своей способности к аудированию.
Важно, чтобы деятельность по аудированию была организована вокруг заданий, связанных с определенным контекстом. Такие задания дают слушающим представление о типе информации, которую стоит ожидать и о том, что с ней делать.
Необходимо определить цели задания и тип ответа. Каждое задание должно иметь своей целью улучшение одного или более навыков аудирования. Цель может быть как одна, так и несколько.
Знание целей для каждой ситуации прослушивания поможет учащимся выбрать подходящие стратегии аудирования.
Идентификация: узнавание или различение особых аспектов сообщения, таких как звуки, категории слов, морфологические различия.
Ориентация: определение главных фактов о сообщении, таких как тема, тип текста, окружающя обстановка.
Понимание главной идеи: определение идей более высокого порядка.
Понимание деталей: определение сопутствующих деталей.
Ответ: воспроизведение сообщения устно или письменно.
Перед тем как давать текст для прослушивания, необходимо проверить уровень его сложности. Нижеприведенные факторы подскажут, как это можно сделать.
- Как организована информация? Соответствует ли сюжетная линия прогнозируемым ожиданиям? Более легкими для восприятия являются тексты, в которых события идут в хронологическом порядке, а информация следует определенной организации (сначала главные идеи и детали, а затем примеры).
- Насколько учащиеся знакомы с темой? Помните, что неправильное использование фоновых знаний создает большие трудности для понимания.
- Нет ли в тексте избытка слов? На более низких уровнях обучения легче понимать короткие сообщения, тогда как учащиеся более высоких уровней выигрывают от естественного избытка в языке.
- Имеет ли текст визуальную поддержку, которая помогла бы в интерпретации услышанного? Этому хорошо способствуют карты, диаграммы, картинки и т.д.
Деятельность, предшествующая аудированию также очень важна, так как она подготавливает учащихся к тому, что они собираются услышать или увидеть. Во время такой деятельности преподаватель может:
- оценить фоновые знания темы у учащихся и лингвистическое содержание текста
- дать учащимся фоновые знания, необходимые для понимания прослушиваемого текста
- прояснить ту культурную информацию, которая может быть важна для понимания
- осведомить учащихся о том, какой тип текста они будут прослушивать, какую роль они будут играть и цели прослушивания
- создать возможности для групповой и совместной работы и дискуссионной деятельности в классе
В качестве заданий, предшествующих аудированию, можно выделить следующие:
- изучение карт, диаграмм, графиков
- повторение лексики и грамматических конструкций
- чтение чего-либо, относящегося к прослушиваемой информации
- построение семантических паутин (графическое изображение концептов или слов, показывающее как они связаны друг с другом)
- предсказывание содержания прослушиваемого текста
- ознакомление с указаниями для прослушивания
- выполнение под контролем практических заданий
Деятельность, сопутствующая аудированию, относится непосредственно к тексту, и учащиеся выполняют такие задания в процессе прослушивания или сразу после него. Планируя эту деятельность, следует прислушаться к приведенным советам:
- Если учащимся предстоит выполнить письменное задание во время прослушивания или после него, разрешите им прочитать его перед прослушиванием. Убедитесь, что они понимают, что от них требуется в этом письменном задании.
- сведите к минимуму необходимость писать что-либо во время прослушивания, так как главной целью аудирования является понимание, а не производство.
- Организуйте задания так, чтобы они помогали учащимся ориентироваться в тексте.
- Используйте вопросы, чтобы заострить внимание учащихся на ключевых моментах и понимании в целом.
- Используйте прогнозирование, чтобы стимулировать учащихся к контролю своего понимания во время прослушивания.
- Делайте комментарии, когда это возможно. Побуждайте учащихся анализировать, почему их ответы неправильные.
Среди заданий, выполняемых в процессе прослушивания, можно отметить следующие:
- прослушивание с визуальной поддержкой
- заполнение таблиц и графиков
- отслеживание маршрута по карте
- подчеркивание предметов в списке
- прослушивание для выявления основной сути
- поиск подсказок для выявления смысла
- выполнение упражнений на заполнение пропусков
- нахождение различий между формальным и неформальным стилями речи