Существуют различные виды деятельности для развития навыков чтения в классе:
1. Предварительное чтение:
- что будет дальше?
- вопросы, предвосхищающие чтение текста – можно попросить студентов задать вопросы, на которые, как они считают, можно найти ответы в тексте
- предшествующие тексту вопросы об общем назначении текста или каком-либо важном аспекте
- обзор учебника, используя указатели страниц, заголовки разделов и статей
- завершение предложений
2. Просмотровое чтение – быстрое чтение с целью понимания общей сути текста и вычленения необходимой информации.
3. Изучающее чтение – рассчитанные на определенное время задания с вопросами.
4. Связь – использование форм языка, чтобы объединять определенные идеи и выстраивать связный текст. К ним относятся катафора, анафора, слова-заменители, словосочетания и т.д.
Среди способов тестирования данных форм связи используются различные типы заданий: вопросы, смешанные предложения, вписывание предложений и некоторые другие.
5. Связность – соединение фактов и объединение их по идеям, которые они выражают.
6. Интерпретация. Студенты используют свои знания и выражают свое отношение к тому, что выражено в тексте и что в нем подразумевается.
Задачей преподавателя является создание интересного урока с учетом уровня развития обучающихся.
Планируя обучающую программу, нужно помнить несколько важных правил:
1. Закон практического опыта: первые впечатления длятся дольше всего.
2. Закон частоты: чем чаще мы что-либо делаем, тем лучше это запомнится.
3. Закон новизны: чем меньше времени прошло с тех пор, как мы что-то делали, тем легче это воспроизвести.
4. Закон соответствия: содержание урока должно удовлетворять языковым потребностям студентов.
Среди полезных пособий по обучению чтению на английском языке можно выделить следующие:
По просмотровому и изучающему чтению:
Developing Reading Skills by Francoise Grellet
Teaching Reading Skills in A Foreign Language by Christine Nuttall
Practical Faster Reading: an Intermediate/Advanced Course in Reading and Vocabulary by Gerald and Vivienne Mosback
Reading in The Language Class by Eddie Williams
Reading and Thinking in English – Discovering Discourse TB by Tom McArthur
По формам связи и связности текста:
Developing Reading Skills by Francoise Grellet
From Paragraph To Essay – Developing Composition Writing by Maurice Imhoof and Herman Hudson
Cohesion in English by M.A.K. Halliday and Hassan Ruqaiya
По интерпретации текстов:
Reading in a Foreign Language edited by J. Charles Alderson & A. H. Urquhart