обучаем английскому с 1998 года

Обучение разговорному английскому языку: что нужно делать, чтобы улучшить иноязычные разговорные навыки

Согласно Чейни говорение – это процесс создания и обмена смысловым содержанием с помощью вербальных и невербальных символов в различных контекстах. Говорение – это очень важная часть в обучении иностранному языку. Несмотря на свою важность, обучение говорению всегда недооценивалось, и преподаватели английского языка обучали говорению путем повторения тренировочных упражнений и заучивания диалогов. Однако сегодня целью обучения говорению является совершенствование коммуникативных навыков учащихся, потому что только таким образом они смогут выражать себя и придерживаться социальных и культурных норм, соответствующих отдельной коммуникативной ситуации.

Что такое обучение говорению?

Обучение говорению предполагает научить:

- воспроизводить английские звуки и звуковые модели

- использовать ударение в слове и предложении, интонационные модели и ритм

- отбирать подходящие слова и предложения в зависимости от социальной обстановки, аудитории, ситуации и темы

- организовывать мысли в ясной и логической последовательности

- использовать язык как средство выражения ценностей и суждений

- использовать язык быстро и уверенно с небольшим количеством пауз (это называется беглостью речи)

Как научить говорению?

Сейчас многие лингвисты и преподаватели сходятся во мнении, что учащиеся учатся говорить посредством «взаимодействия». Для этой цели хорошо подходит коммуникативное обучение языку и совместное его изучение. Коммуникативное обучение основано на реальных жизненных ситуациях, которые требуют общения. При использовании этого метода у учащихся будет возможность общаться друг с другом на изучаемом языке. Преподаватели должны обеспечить в классе такую атмосферу, в которой учащиеся смогут общаться как в реальности, выполнять аутентичные и значимые задания, чтобы совершенствовать устную речь.  Это произойдет в том случае, если учащиеся будут работать в группах, чтобы достичь цели или выполнить задание.

Следует выделить несколько основных видов деятельности, стимулирующих говорение:

1. Дискуссии.

После содержательного урока можно устроить дискуссию по разным причинам. Учащиеся, разделенные на группы, могут преследовать следующие цели: придти к общему мнению, поделиться идеями касательно какого-либо события или найти решение. Преподавателем должна обязательно быть определена цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в дискуссии по принципу «согласен – не согласен». В такого рода дискуссиях предпочтительно сформировать группы из 4-5 человек и дать им спорные предложения для обсуждения. Затем, каждая группа работает над заданной темой определенное количество времени и представляет свое мнение классу. Важно, чтобы каждый участник группы смог высказаться.  По окончании, класс решает, какая группа отстояла свои идеи лучше всех. Такая деятельность способствует развитию критического мышления и быстрому принятию решений, учащиеся также узнают, как вежливо выразить и защитить свою точку зрения, не соглашаясь с другими. При обсуждении в группах необходимо также побуждать учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку и т.д.

2. Ролевая игра.

В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных контекстах и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.

3. Имитационные модели.

Они очень похожи на ролевые игры, но  более продуманные и сложные. Для этого вида деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у робких учащихся.

4. Информационный пробел.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.

5. Мозговой штурм.

В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему в ограниченный период времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут обмениваться новыми идеями.

6. Рассказывание историй.

Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу или истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.

7. Интервью.

Учащиеся проводят интервью с различными людьми  по выбранным темам. Будет лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга и представлять своего партнера классу.

8. Завершение истории.

Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по 4-10 предложений для ее продолжения. Пари этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания и т.д

9. Доклады.

Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.

10. Игральные карты.

В этой игре учащиеся делятся на группы из 4 человек. Каждая карточная масть представляет какую-либо тему. Каждый учащийся в группе выбирает карту и пишет 4-5 вопросов по этой теме для участников других групп. Преподаватель с самого начала должен предупредить, что вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», задавать нельзя. Чтобы практиковать устную речь, вопросы должны подразумевать развернутый интересный ответ.

11. Рассказ по картинкам.

В этом виде деятельности учащиеся должны рассказать историю, опираясь на последовательную череду картинок и, уделяя внимание той лексике и структурам, которые им необходимо использовать во время повествования.

12. Описание картинки.

Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно разделить учащихся на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.

13. Найди отличие.

Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в паре дается своя картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.

Стоит дать несколько полезных советов преподавателям английского языка, которыми можно воспользоваться при обучении устной речи:

- обеспечьте учащимся максимальную возможность практиковать устную речь на изучаемом языке, создав соответствующие условия, которые бы включали в себя совместную работу, аутентичный материал и задания и т.д.

- постарайтесь задействовать каждого учащегося в каждом виде речевой деятельности.

- сократите время говорения учителя в классе и увеличьте его для учащихся.

- укажите положительные стороны, комментируя ответ учащегося.

- задайте такие усложненные вопросы как «Что ты имеешь в виду?», «Как ты пришел к такому выводу?»

- используйте обратную связь в письменном виде, то есть можно, например, письменно прокомментировать сочинение учащегося.

- не исправляйте ошибки произношения учащихся слишком часто во время их устной речи, чтобы не отвлекать их.

- старайтесь развивать коммуникативные навыки учащихся и за пределами класса, привлекая при этом родителей и других людей, которые могут помочь.

- ходите по классу, дабы отслеживать работу учащихся, когда они занимаются в парах или группах.

- представляйте необходимую для устной речи лексику заранее.

- диагностируйте проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, затрудняющиеся выражать себя на изучаемом языке, и дайте как можно больше возможностей для практики устной речи.

В заключение стоит отметить, что обучение говорению является важным этапом при обучении иностранному языку. Умение общаться на втором языке четко и эффективно способствует успехам учащихся в школе и в жизни. Поэтому необходимо уделять большое внимание обучению говорению. Все вышеперечисленные виды деятельности помогут в развитии основных интерактивных навыков, которые пригодятся в жизни. Такие задания и упражнения делают обучение более значимым и в то же время занимательным.

Мы принимаем