обучаем английскому с 1998 года

Иностранный язык для аспирантов: от вступительного экзамена к научной карьере

Кто такой аспирант? – Правильно, молодой ученый, – скажет большинство из нас. А кто такой ученый? На наш взгляд, это – не только тот, кто сведущ в какой-нибудь науке, например, математике или истории. Прежде всего, это – глубоко образованный человек с широким кругозором. Но высокообразованного человека трудно представить без знания иностранного языка, тем более в современном обществе, которому присуща массовая глобализация всех сторон жизни, в том числе и науки, которая в большинстве своих областей предполагает общение с иностранными коллегами, участие в международных научных конференциях, публикацию результатов исследований за рубежом и знакомство с работами иностранных авторов. Все это, вне всякого сомнения, требует владения иностранным языком на достойном уровне.

Если театр начинается с вешалки, то наука – с аспирантуры. Неслучайно в  нашей стране одним из условий поступления в нее является сдача вступительного экзамена по иностранному языку. Кроме того, в процессе обучения в аспирантуре или работы над кандидатской диссертацией в порядке соискательства необходимо также сдать кандидатский экзамен по иностранному языку, для допуска к которому, в свою очередь, необходимо также выполнить ряд условий. Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Согласно существующим требованиям Высшей Аттестационной Комиссии России, сдача кандидатских экзаменов необходима для получения права на защиту кандидатской диссертации, т.е., говоря иными словами, права на ведение научной деятельности в полном масштабе. Но, как показывает практика, ведение исследовательской работы вряд ли можно назвать полноценным, если исследователь не владеет иностранным языком. Тем более, что сейчас в Президиуме ВАК РФ активно обсуждается вопрос о том, что для защиты докторской диссертации, возможно, потребуется отзыв зарубежного оппонента, что, само собой, предполагает возможность общения с ним на иностранном языке. А в области медицины уже на современном этапе практикуются on-line – консультации с иностранными специалистами, особенно в области хирурги и трансплантологии.

Так как же ведется контроль за овладением иностранными языками в аспирантуре? Так же, как и в иных учебных заведениях: от простого к сложному. Так, например, для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру, в отличие от кандидатского экзамена, не требуется соблюдения каких-либо условий, кроме предоставления стандартного пакета документов и личного заявления. В то время как для допуска к кандидатскому экзамену требуется написание реферата по исследуемой проблематике, перевод на русский язык аутентичного иностранного текста, а также составление терминологического словаря, которые рассматриваются кафедрой иностранных языков, принимающей решение о допуске к экзамену.

Итак, из чего же состоят эти экзамены? И вступительный, и кандидатский экзамены предполагают три этапа: первый – чтение иностранного текста и письменный перевод со словарем. Как правило, на такое задание отводится примерно 15-20 минут, затем следует устный перевод текста научного характера (в зависимости от специальности) без словаря в присутствии экзаменатора. И, наконец, после этого следует собеседование с экзаменатором на иностранном языке на предложенную им тематику. Например, на тему “Places of Interests in Moscow” (“Достопримечательности Москвы») или “Visiting the Public Library” («Посещение публичной библиотеки»). Т.е., эти экзамены во многом схожи. Разница лишь в размере предлагаемых текстов и сложности предложенной темы для беседы (на кандидатском экзамене тексты больше по размеру, сложнее в силу наличия терминологической лексики и менее адаптированы для русскоязычного читателя).

Согласно принятым правилам, подготовка аспирантов по иностранным языкам включает в себя специальный учебный курс, рассчитанный на 60 академических часов, а формой аттестации как раз и служит написание и сдача реферата и, собственно, сам кандидатский экзамен. А это время аспиранты слушают лекции по грамматике, морфологии, синтаксису, стилистике иностранного языка, а в ходе практических занятий приобретают дополнительные навыки лексико-грамматической компетенции, а также устной и письменной речевой коммуникации. В ходе подобных занятий подбирается тема реферата, рекомендуется литература на иностранном языке, а работа над рефератом, как правило, соответствует избранной тематике диссертационного исследования и проводится под контролем преподавателя кафедры иностранных языков (иногда во взаимодействии с научным руководителем).

Для подготовки к вступительным экзаменам в аспирантуру в некоторых вузах предусмотрены подготовительные курсы по иностранному языку (например, в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, в Белгородском государственном университете), которые также обеспечивают повышение уровня лексико-грамматической компетенции и формирование навыков устной и письменной речи, хотя и в более облегченной форме.

Однако, к сожалению, как показывает педагогический опыт, такие занятия не всегда обеспечивают 100% положительный результат, поскольку ведутся по установленной нормативной программе, утвержденной ВАК РФ и Министерством образования и науки РФ, которая разработана без учета ранее сформированной базы. Поэтому, на наш взгляд, наилучшим решением для человека, решившего стать аспирантом, было бы не только посещение занятий в вузе или НИИ, но также и дополнительных занятий, которые могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Причем часто такие занятия проводятся силами самих преподавателей вузов, которые хорошо знакомы с существующими требованиями, но имеют возможность уделить больше внимания в ходе индивидуального занятия, нежели в ходе тех занятий, которые проводятся в вузе. И, кроме этого, перед поступлением в аспирантуру можно также обратиться к прошлому запасу знаний, полученному в школьные и студенческие годы, либо позаниматься по самоучителю, лишний раз просмотреть старые конспекты и учебные пособия. Ведь, как известно, вспомнить то, что и так известно, гораздо проще, чем выучить заново.

Безусловно, кандидатские экзамены – это серьезный шаг в жизни человека, своего рода «увертюра» его научной карьеры. Однако не стоит «сгущать краски»: сдать кандидатские экзамены можно, и причем сдать вполне успешно. Главное здесь – надлежащая подготовка, в то же время подкрепленная уверенностью в своих силах и способностях и лишенная ненужного страха и паники.

Мы принимаем